В польском Катовице с 6 по 10 декабря проходит Форум ООН по управлению интернетом (IGF 2021). В этом году он носит название «Столкновение цифровых цивилизаций: правительства и технологические гиганты». В четверг, 9 декабря, там выступила директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан. В своей колонке для HSE Daily она рассказывает о том, как зарубежные государства вводят контроль за глобальными цифровыми платформами, и российском опыте в этой сфере.
Цифровые технологии давно стали неотъемлемой частью нашей жизни: мы оплачиваем счета, заказываем еду, ищем информацию, делаем покупки. И все это — используя цифровые платформы. Но мало кто задумывается, насколько эти взаимоотношения урегулированы государством, насколько каждый из нас защищен в этих новых для пользователей условиях.
Цифровые платформы создавались как бизнес, основная цель которого — извлечь максимальную выгоду. Отсутствие на тот момент в этой сфере ограничений и требований, границ в сети Интернет позволяло зарабатывать в одних странах, отчисляя налоги в другой, оказывать влияние на экономику и политику одних государств, будучи резидентами других. Ситуацию осложняло отсутствие понятных механизмов, с помощью которых можно было принудить цифровые платформы выполнять те или иные условия.
Однако ситуация постепенно менялась, стало понятно, что только мягкими мерами отрегулировать деятельность цифровых платформ не получится. Поэтому ведущие игроки — США, Европейский союз и Великобритания — начали последовательно принимать ряд документов, направленных на удаление незаконного контента в сети Интернет, сотрудничество с правоохранительными органами и применение санкций к компаниям-нарушителям. Так, к осени 2021 года появились нормативные акты с требованиями к цифровым платформам «в целях обеспечения интересов пользователей, общества, национального бизнеса», которые предполагают вполне конкретные меры принуждения (в том числе экономические).
Фото: Gov.pl
Уже в следующем году Европейский союз планирует ввести беспрецедентное регулирование платформ и данных, приняв два проекта актов о цифровых услугах и о цифровых рынках, а также проект акта об управлении данными. Эти документы охватят все виды платформ, их основная задача — защитить европейского пользователя и национальные интересы членов ЕС. В частности, у глобальных цифровых платформ появится много новых обязанностей. Например, необходимо будет ввести механизм, позволяющий пользователям отмечать нелегальный контент, отслеживать коммерческие предложения на онлайн-рынках, чтобы идентифицировать продавцов нелегальных товаров, проводить аудит безопасности и многое другое. В случае несоблюдения требований владельцам платформ будут грозить огромные оборотные штрафы.
В России ситуация с цифровыми платформами также идет по пути регулирования. Так, в конце 2020 года легализовали понятие «социальная сеть», распространенное на крупные социальные сети, доступ к которым в течение суток составляет более 500 000 человек. На этом основании Роскомнадзор включил их в реестр социальных сетей, наложив дополнительные обязанности, соответствующие аналогичным требованиям в иностранных юрисдикциях. А уже с июля 2021 года вступил в силу новый закон о «приземлении иностранных платформ»: в соответствии с ним крупные цифровые платформы обязаны открыть на территории РФ свои представительства и встать на налоговый учет.
Таким образом, и Россия, и зарубежные страны переходят от мягкого права к законодательному набору обязательных требований, а значит, можно говорить о действии накопительного эффекта. Цифровые платформы во всех государствах столкнутся с едиными требованиями. Рано или поздно это позволит выработать согласованный текст международного договора, определив в нем понятия «цифровая платформа», «цифровые услуги», установив обязанности операторов по обеспечению недискриминационного доступа к цифровым услугам, взаимодействию с уполномоченными государственными органами, защите прав потребителей цифровых услуг, по уплате налогов, защите конкуренции, введению специальных требований в сфере противодействия распространению запрещенной и недостоверной информации.
Главное, что придется сделать абсолютно всем странам, — найти и соблюсти баланс интересов: с одной стороны — пользователей, с другой — национальных интересов, с третьей — интересов IT-компаний.
Фото: из личного архива Анны Дупан