Подъем в экономике оказывает значимое положительное влияние на рождаемость в краткосрочном периоде, но на длительном горизонте какой-либо заметной реакции нет ни на рост, ни на спад. Корреляция рождаемости в России с экономическими циклами и ценами на нефть стала темой научного семинара, организованного департаментом прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ. С докладом выступила доцент департамента Елена Вакуленко.
Ученые департамента прикладной экономики провели исследование, чтобы изучить динамику рождаемости в России и проанализировать ее связь с экономическими циклами. Целью работы стало определение экономических показателей, с которыми связь рождаемости наибольшая. Согласно их гипотезе, снижение показателей вызвано нестабильностью и неопределенностью в периоды экономических и финансовых кризисов, сопровождающихся снижением производства и доходов населения, ростом уровня безработицы и т.д. Для проверки гипотезы оценивались краткосрочные и долгосрочные связи рождаемости с экономическими показателями.
Экономическая теория причин повышения и снижения рождаемости изучается с 60-х годов прошлого века, рассказала Елена Вакуленко. Так, согласно модели американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Гэри Беккера, решение иметь детей является инвестиционным: дети выступают как «блага длительного пользования», но их содержание и воспитание требует затрат. Индивиды, выбирая между деторождением и приобретением различных товаров, исходят из бюджетного ограничения и пытаются максимизировать функцию полезности. Родители тратят ресурсы на воспитание детей, увеличивая тем самым «полезность» детей для себя, таким образом у деторождения формируется «стоимость». Чем выше доходы семьи, тем больше родители могут инвестировать в ребенка и увеличивать его функцию полезности. Вместе с тем чем дороже стоит время родителей, тем «невыгоднее» становится тратить его на воспитание.
«Стоимость» детей варьируется и имеет различные объективные и субъективные значения в разных экономических условиях, отметила доцент. Так, в кризис растет неопределенность и негативные ожидания населения, касающиеся будущих доходов, а значит, и расходы на деторождение будут расти. Соответственно, семьи откладывают рождение детей.
Елена Вакуленко, фото: Сергей Успешный
В своей работе ученые Вышки проанализировали данные за 1990–2020 годы, включая показатели безработицы и занятости населения, зарплаты и ВВП. «Помимо тех экономических показателей, которые учитывались в других работах, нам пришла в голову идея посмотреть еще на один показатель, который для России имеет особое значение, — цена на нефть. Для стран с высокой долей экспорта нефти и газа характерна высокая зависимость экономики от цен на энергоносители. Цена на нефть выступает как прокси для экономических кризисов. Она определяет экономический рост, который мы наблюдали до пандемии. Поэтому мы решили посмотреть, есть ли связь рождаемости с ценой на нефть», — рассказала Елена Вакуленко.
Чтобы соотнести решение о рождении ребенка с экономической обстановкой в тот период, когда оно было принято, за дату отсчета брали не день рождения, а примерное время зачатия, то есть учитывали показатели с лагом в один год и более.
Оказалось, что корреляция между рождаемостью и экономикой, в том числе с колебаниями цен на нефть, довольно тесная в краткосрочном периоде. Число рожденных детей (за девять месяцев с момента зачатия) значимо реагирует на реальную заработную плату с лагом в три месяца, на уровень безработицы — с лагом два-четыре месяца, на цену на нефть — с лагом в два месяца.
Таким образом, подъем в экономике оказывает значимое положительное влияние на рождаемость в краткосрочном периоде: реакция наступает уже через два-три месяца после экономических шоков. В свою очередь, в долгосрочном периоде какой-либо заметной реакции не выявлено ни на рост, ни на падение экономики.
«После ввода программы материнского капитала в 2007 году степень связи рождаемости с экономическими факторами снизилась. В текущих реалиях цена на нефть перестает быть адекватной мерой для объяснения динамики рождаемости в России. Более информативен для прогнозов уровень безработицы: он может более достоверно рассказать, что будет происходить дальше», — отметила Елена Вакуленко. В то же время экономическая ситуация в России по-прежнему зависит от конъюнктуры на сырьевых рынках, а значит, связь демографической ситуации с внешними шоками сохранится.
Фото: iStock