Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик НИУ ВШЭ провела научный семинар, на котором эксперты обсудили перспективы развития человекоцентричного подхода и создания новых эффективных партнерств.
В 2023 году сотрудниками лаборатории было проведено первое фундаментальное научное исследование, которое легло в основу дискуссии «Человекоцентричный подход — помощь в развитии потенциала сотрудников».
На семинаре свои идеи высказали научные сотрудники Высшей школы экономики и приглашенные эксперты.
Заведующий Лабораторией человекоцентричности и лидерских практик (ЧИЛ) НИУ ВШЭ Владимир Соловьев подчеркнул, что человекоцентричный подход высоко востребован бизнес-сообществом. При этом руководители корпораций и компаний по-разному понимают этот термин. Это делает работу над созданием общей концепции человекоцентричного подхода особенно актуальной.
Кроме того, он подчеркнул важность развития и оценки качеств руководителей и лидеров, отметив, что, помимо развития управленческих компетенций, особую роль в карьерном росте играет экспертная позиция. Например, рывок от должности заместителя к высшей должности в организации происходит часто с ростом экспертной позиции руководителя.
«Большие руководители сильно погружены в предмет, знают не только основные принципы, но и многие мелочи уровня специалистов. Еще одно важное качество успешного руководителя высшего звена — они не только ведут за собой, но и сами умеют подчиняться и работать в команде. И, наконец, они готовы и способны увидеть таланты и строить разноплановую команду из людей, непохожих на них самих», — сказал заведующий Лабораторией ЧИЛ.
Очень большое значение придает человекоцентричному подходу и государство. Оно разрабатывает продукты и услуги для граждан, опираясь на мнение людей и во взаимодействии с ними.
«Однако разработка продукта, например полезного цифрового сервиса, — это лишь один из элементов человекоцентричности. Для реализации человекоцентричного подхода в полной мере государству важно в первую очередь трансформировать чиновничью культуру и сосредоточиться на том, чтобы обеспечить для людей такую среду, где им все будет понятно и просто и где они будут чувствовать истинную заботу и внимание со стороны государства и его представителей», — подчеркнул Владимир Соловьев.
Главный эксперт лаборатории Олег Самольянов отметил, что дефицит квалифицированных специалистов создает повод задуматься о важности нахождения человека в центре кадровых процессов и его мотивации к работе.
Фото: НИУ ВШЭ
Эксперт рассказал, что в ответ на существующие сложности в понимании концепции человекоцентричности Лаборатория ЧИЛ работает над понятием «смыслоцентричность». Именно смысл лежит в основе мотивации человеческой деятельности. Опрос, проведенный сотрудниками лаборатории, показал: если человеку сообщают, что результатами его труда не будут пользоваться, уровень мотивации снижается более чем на 80%.
«Мы в лаборатории анализируем все, что на сегодняшний день происходит в сфере человекоцентричности и лидерства, изучаем опыт коллег — ученых и исследователей, смотрим за тем, что происходит в государственном и частном секторе. Мы стремимся сформулировать общий универсальный подход и концепцию человекоцентричности, а также ведем разработку методологии внедрения данного подхода в деятельность организаций», — подчеркнул Олег Самольянов.
Заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин предложил сделать «смыслоцентричность» брендовым словом Лаборатории ЧИЛ, ведь Россия исторически экспортировала смыслы.
Фото: НИУ ВШЭ
Смыслоцентричный подход несет в себе не только функциональную, но и идеологическую пользу. Глава государства поставил цель по формированию гармонично развитой, социально ответственной и патриотической личности на основе главных традиционных духовно-нравственных ценностей России. Список таких ценностей утвержден на государственном уровне, и общественная дискуссия о смыслоцентричности могла бы стать продолжением этого процесса.
Директор Центра анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина отметила, что разница между клиентоцентричностью и человекоцентричностью заключается в том, что в первом случае речь идет в первую очередь об уровне комфорта и удобства при взаимодействии человека или организации с государством, в том числе при исполнении своих обязанностей, а во втором — о потребностях человека.
Фото: НИУ ВШЭ
Она привела в пример деятельность Федеральной налоговой службы, основная задача которой — сбор налогов. По мнению эксперта, в контексте ФНС говорить о человекоцентричности нецелесообразно, так как речь идет не о потребности человека, а о его обязанности платить налоги. Поэтому ведомству ближе концепция клиентоцентричности, и его задача — обеспечить максимально высокий уровень комфорта для гражданина или организации при уплате налогов, с чем, собственно, ФНС России хорошо справляется. Вектором перехода ФНС от клиентоцентричного подхода к человекоцентричному может стать информирование налогоплательщиков о направлениях расходования средств от уплаты налогов. Например, в случае с курортным сбором опросы показали, что туристы готовы оплачивать курортный сбор, если будут понимать, что за счет этих средств проводится благоустройство курортов.
При внедрении человекоцентричного подхода необходимо учитывать персональные установки людей, полагает основатель ООО «Центр социального проектирования “Платформа”» Алексей Фирсов. Например, установки на карьерный рост, мобильность или саморазвитие, а также их влияние друг на друга.
Заведующий Международной лабораторией цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ Евгений Стырин рассказал о возникновении нового феномена — цифрового доверия граждан государству.
Фото: НИУ ВШЭ
В качестве направления дальнейшего исследования эксперт предложил изучить влияние цифровых технологий на восприятие гражданином отношений с государством, а также сравнить, как выстроено цифровое взаимодействие в разных странах, и выявить межкультурные различия.
«Невозможно сделать человекоцентричной одну отдельно взятую организацию, поскольку то, что происходит в организациях, во многом зависит от действующей в стране политической системы», — отметила заведующая Научно-учебной лабораторией политико-психологических исследований НИУ ВШЭ Ольга Гулевич. Кроме того, психологическое благополучие сотрудников и качество их работы зависит от того, насколько организация способна удовлетворить базовые психологические потребности людей. Однако эти потребности можно условно разделить на «потребности сохранения» и «потребности развития». Основной вопрос состоит в том, у каких людей и при каких условиях «потребности развития» начинают доминировать над «потребностями сохранения» и наоборот. Ответив на этот вопрос, мы можем найти способы, которые помогут сотрудникам удовлетворить более важные для них потребности и, как следствие, будут способствовать развитию бизнеса.
Руководитель Центра бережливых технологий, ассистент кафедры поликлинической терапии с курсом ОВП (семейная медицина) ФПК и ППС, куратор циклов ФПК Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России Олеся Свистун отметила значимость применения бережливых технологий в реализации концепции человекоцентричности. Директор Центра устойчивого развития Института менеджмента, туризма и индустрии гостеприимства Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова Зураб Берелидзе поделился своим взглядом на возможность объединения научных команд и проведения совместного изучения подходов человекоцентричности в сфере туризма и индустрии гостеприимства Приэльбрусья.
Итоги встречи подвел заместитель заведующего Лабораторией ЧИЛ Геннадий Стрюк, который выделил направления дальнейшего взаимодействия с экспертами в рамках исследовательской деятельности лаборатории и обозначил открытость ее команды к совместным проектам и идеям.
Фото: НИУ ВШЭ
«Процессы человекоцентричности проникают абсолютно во все сферы и уровни управления. Наши исследования показывают, что на это есть запрос не только у руководителей государственных и частных организаций (в части повышения качества работы с клиентами), но и у самих сотрудников, ожидающих новых лидерских практик взаимодействия со стороны их руководителей, — отметил Геннадий Стрюк. — Мы планируем вовлекать в совместные исследования и разработки как можно больше экспертов из разных сфер и областей науки, бизнеса, государственного и муниципального управления, чтобы в результате исследуемые нами подходы успешно легли в основу управления современными организациями и принесли пользу человеку».
На площадке Лаборатории ЧИЛ будет продолжена дискуссия о человекоцентричности в научном и экспертном сообществе. В ближайших планах лаборатории — партнерские проекты, ежемесячные мероприятия с учеными и практиками, исследования применения человекоцентричного подхода в различных отраслях общественной жизни. Все новости — в телеграм-канале лаборатории.