Девушки менее склонны начинать свой бизнес, чем молодые люди. Гендерный разрыв в этой сфере отмечается во всем мире. Ученые выяснили, какую роль для начинающих бизнесвумен играют поддержка семьи и национальные культурные ценности. Объединенный научный семинар «Как преодолеть гендерный разрыв в предпринимательстве: роль близкого окружения и национальной культуры» состоялся в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Тема очень важна для стратпроекта, подчеркнул модератор семинара, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. «Предпринимательство — одна из ключевых линий для стратегического проекта как наиболее прямая форма самостоятельности и проактивности, которым мы уделяем много внимания», — считает он.
Исследование было выполнено при финансовой поддержке программы фундаментальных исследований ВШЭ совместно с коллегами из Франции, Швеции и Эстонии, рассказала профессор департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Галина Широкова.
«Уровень вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность высок во всем мире и постоянно возрастает», — сказала она. В качестве благоприятных факторов, способствующих этому росту, Галина Широкова назвала, в частности, уровень технологической смекалки, амбиции молодых людей, технологическое образование. «Также есть негативные факторы, которые в разных странах на национальном уровне вынуждают молодых людей в случае, например, высокого уровня безработицы и недостатка рабочих мест заниматься предпринимательской деятельностью и становиться самозанятыми», — отметила она.
Выборка для исследования состояла из 125 тысяч студентов из 33 стран. Выбор в пользу учащихся был сделан потому, что студенческое предпринимательство составляет значительную долю в молодежном бизнесе благодаря соответствующим университетским программам.
При этом на протяжении многих лет в этой сфере фиксируется гендерный разрыв: согласно данным GUESSS (Глобальное исследование предпринимательского духа студентов) за 2018 год, доля студентов-предпринимателей среди женщин меньше, чем среди мужчин. Соотношение не меняется и через пять лет после обучения. При этом отмечается, что предпринимательская активность молодых женщин встроена в более широкий национальный контекст.
Исследователи решили выяснить, может ли переломить тенденцию поддержка близкого окружения девушек.
Предыдущие исследования показали, что одной из основных причин гендерного разрыва в сфере предпринимательства становится ограниченный доступ женщин к финансовым ресурсам, особенно в странах, где доминируют консервативные ценности, такие как групповая солидарность, послушание и традиционный социальный порядок, а также преобладают традиционные ролевые модели — в частности, представление о женщине как о домохозяйке.
Для молодых женщин, особенно на ранних этапах их карьеры, культурные факторы особенно важны, отмечается в исследовании. Кроме того, им часто свойственны более низкий уровень самоэффективности и более сильный страх неудачи.
Поэтому им так важны эмоциональная поддержка и одобрение близкого окружения. Не менее важна и ресурсная помощь. Зачастую ключевым (и в большинстве случаев единственным) источником стартового капитала начинающих бизнесвумен может стать семья. Также имеют ценность репутация семьи и ее связи. Все это может помочь женщинам получать необходимые ресурсы, включая качественную и своевременную информацию, облегчая заключение сделок.
Результаты исследования показывают, что с поддержкой в группе значительно увеличивается склонность женщин к предпринимательству.
«Мы утверждаем, что молодые женщины по сравнению с молодыми мужчинами выиграют от внутригрупповой поддержки предпринимательской активности, особенно если они являются частью общества с сильными ценностями встроенности», — рассказала Галина Широкова.
Сильная поддержка семьи может смягчить неблагоприятные условия, в которых оказываются женщины-предприниматели. Кроме того, предпринимательские ценности могут передаваться внутри социальных сообществ — друзей, сверстников и коллег.
«Необходимо содействие локальной легитимизации женского предпринимательства», — подчеркнула она.
Важно подчеркивать, что бизнес — это не мужская деятельность, она открыта для женщин и гендерно-ориентированных предпринимательских практик. Также нужно бороться с предвзятым отношением к женщинам-предпринимателям со стороны их социального окружения, включая поставщиков ресурсов и потенциальных инвесторов. Необходимо доносить до общественности, что предпринимательство как профессия имеет широкий спектр, включая как коммерческие, так и социально значимые предприятия.
«Существует огромный спектр женских предпринимательских инициатив, которые сочетаются с их ролевой моделью», женщин может заинтересовать участие в социально значимых проектах, в том числе направленных на поддержку семей с детьми, пояснила Галина Широкова.
Такую работу можно начинать на уровне университета, а в дальнейшем вовлекать в нее сообщество за его пределами, полагает она.