Прошло несколько лет с момента повышения пенсионного возраста, и наступило время для обсуждения того, как в дальнейшем может развиваться пенсионная система и чего ожидать гражданам — как тем, кто уже вышел на заслуженный отдых, так и тем, кому еще только предстоит оформить пенсию. Об этом в материале для HSE Daily рассуждает Евгений Якушев, заведующий Лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ.
В настоящее время мы можем наблюдать несколько эффектов в пенсионной сфере. Первый: общая численность пенсионеров уменьшается прежде всего за счет сокращения оформления новых пенсий в связи с изменением законодательных требований. Это касается не только повышения пенсионного возраста, но и наличия минимального страхового стажа и количества заработанных пенсионных баллов. Второй: средний коэффициент замещения, рассчитываемый как соотношение средней пенсии к средней заработной плате, снижается. Это связано с несколькими факторами, но ключевым является рост количества граждан с низким абсолютным размером пенсии.
Пенсионная система построена на «принципе солидарности поколений»: текущее поколение работающих уплачивает в ПФР страховые взносы, которые направляются на выплату пенсий. В рамках системы пенсионного страхования также осуществляется перераспределение ресурсов от более обеспеченных групп граждан к менее обеспеченным, реализуемое через формулу расчета размера пенсии. Пенсионная система, с одной стороны, обеспечивает преемственность накопленных пенсионных обязательств, с другой — отражает сложившийся в обществе компромисс в отношении ключевых параметров экономики, включая размер ставки страховых взносов и возможности поддержки ПФР за счет средств федерального бюджета.
Повышение пенсионного возраста нельзя рассматривать как полноценную пенсионную реформу, поскольку было внесено изменение всего лишь в один параметр пенсионной формулы — общеустановленный пенсионный возраст. Параметрические изменения отразили изменение демографической структуры общества, вызванное выходом на пенсию представителей многочисленного послевоенного поколения, и позволили немного отсрочить стремительный рост пенсионных расходов на фоне роста ожидаемой продолжительности жизни.
Концентрация государственной пенсионной политики на пенсиях «для всех» постепенно привела к практической ликвидации накопительного элемента обязательного пенсионного страхования. Новые взносы заморожены с 2014 года и индивидуальные пенсионные накопления растут только за счет инвестиционного дохода. Большая часть граждан получает накопления в форме единовременной выплаты в момент выхода на пенсию, поскольку их размер, как правило недостаточен для назначения накопительной пенсии, а в случае назначения накопительной пенсии – ее размер не оказывают значительного влияния на общий доход пенсионера.
Текущий инерционный сценарий предусматривает прежде всего обеспечение минимального уровня дохода для лиц старше трудоспособного возраста. Это достигается за счет системы социальных пенсий, которые получают 3,2 млн граждан, не имеющих необходимого страхового стажа, и социальных доплат до регионального прожиточного минимума, выплачиваемых 6,2 млн пенсионеров. Этот приоритет государственной пенсионной политики выражается в том числе и в отказе от индексации пенсий работающим пенсионерам. Одновременно правительство сохраняет масштабные льготы по уплате страховых взносов для отдельных отраслей экономики и сохраняет неизменной ставку страховых взносов, компенсируя дефицит в Пенсионном фонде России (ПФР) по обязательному пенсионному страхованию за счет трансфертов из федерального бюджета.
Фото: iStock
Основными причинами общественного недовольства пенсионной системой являются низкие размеры пенсий и слабое влияние стажа и заработка на ее размер, особенно для граждан с зарплатами выше средних. Подобные перекосы провоцируют «серую» занятость, не предусматривающую уплаты страховых взносов и не позволяющую рассчитывать на будущую пенсию. При этом, согласно опросам общественного мнения, основной пенсионной стратегией граждан является стратегия «работать до смерти»: большая часть людей осознают, что основным источником дохода будет государственная пенсия, но понимают, что ее размер будет недостаточным для обеспечения привычного образа жизни.
Сохранение текущих тенденций, таких как снижение дифференциации размеров пенсий и зависимость от бюджетных дотаций, может привести к переходу к фиксированным пенсионным пособиям. Сценарий введения безусловного пенсионного дохода может сопровождаться ликвидацией ПФР как института, реализующего функции учета пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования. Прямые выплаты из бюджета позволят существенно снизить административные издержки, поступления страховых взносов могут быть замещены налоговыми доходами.
Альтернативой «базовому доходу» является сценарий усиления страховых принципов в пенсионной системе. Это потребует определенной политической воли и управленческих усилий, направленных на сокращение субсидирования внутри ПФР, определение источников финансирования и механизмов автобалансировки отдельных видов пенсионного обеспечения, внедрение плавающих страховых тарифов. Ключевым драйвером станут изменения на рынке труда – самозанятые и граждане получающие «серую зарплату» без уплаты страховых взносов не смогут претендовать на страховую пенсию.
К решению вопросов планирования собственной пенсии гражданам желательно подходить заранее, поскольку текущим пенсионерам остается только уповать на стабильность экономики и сохранение преемственности государственной пенсионной политики в части регулярной индексации пенсий.
В этой связи стоит отметить, что цифровизация социальной сферы набирает обороты: в личном кабинете на сайте ПФР или на портале госуслуг можно получить информацию о состоянии индивидуального лицевого счета, оценить количество накопленных пенсионных баллов и размер будущей пенсии, убедиться, что информация о вашем стаже и заработке полностью учтена, и при необходимости устранить выявленные ошибки. Правительство анонсировало инициативу, согласно которой, начиная с 45 лет, каждые три года гражданину будет направляться уведомление с расчетом размера его будущей пенсии. Но сейчас это можно сделать в инициативном порядке. Зная размер будущей страховой пенсии, можно оценить возможность сохранения привычного образа жизни и спланировать выход на пенсию: кому-то стоит изменить свою трудовую стратегию и устроиться на работу официально, кто-то может воспользоваться возможностями рынка капитала и в рамках финансовой стратегии сформировать дополнительные пенсионные сбережения, а кому-то имеет смысл продумать стратегию в части семейных активов, реструктурировав свою недвижимость, кто-то рассчитывает на поддержку других членов семьи в рамках домохозяйства.
Фото: raex-a.ru