В лектории ЭкоШколы состоялась лекция «Современный город: баланс природы и возможностей». Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Евгения Семутникова рассказала, как в столице решаются вопросы актуальной климатической повестки и достижения углеродной нейтральности.
Современные города конкурируют за свою привлекательность. Одни растут, другие теряют свое население. Если проанализировать причины, почему так происходит, окажется, что преобладает экономический фактор, но он не единственный.
Чтобы города были привлекательными для людей, главное — рабочие места, уровень доходов, образование для детей, доступное здравоохранение, развитый транспорт с приоритетом общественного, комфортные и разнообразные общественные пространства, наличие спортивной инфраструктуры и зеленых зон. Нет смысла каким-либо образом ранжировать эти приоритеты. «Это как в биологии: растения не будут расти, если им не хватает каких-то микроэлементов, даже если других микроэлементов в избытке. Так же и с городом: если чему-то не уделять внимания, то это направление может стать лимитирующим фактором, даже если по другим направлениям показатели хорошие», — подчеркнула Евгения Семутникова.
По ее словам, в Москве есть серьезные достижения по всем важным направлениям развития города. Так, благодаря программе «Места приложения труда» появится более 56,6 тыс. новых рабочих мест. За последние 10 лет в столице было построено более 56 тыс. новых дошкольных мест для юных москвичей, семь детских технопарков. Порядка 4 млн москвичей получили новые поликлиники и другие медицинские объекты в шаговой доступности. Более 89% населения Москвы живут в 20 минутах от станций метро МЦК и МЦД, причем благодаря открытию новых станций 250 тыс. москвичей отказались от личных авто в пользу удобных поездок на метро. Более 440 улиц, площадей, набережных и городских пространств (2895 га и 399,7 км) стали комфортной средой для горожан. В каждом районе столицы есть качественные спортивные площадки (около 30 тыс. спортивных зон) и доступные тренажеры.
Экология также является ключевым фактором привлекательности города. Чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, городу необходимо сконцентрировать усилия на нескольких направлениях:
— развитие города на принципах полицентризма;
— обеспечение пешеходной доступности социальной инфраструктуры;
— ограничение движения неэк ологичного транспорта;
— интенсивное развитие зеленого транспорта (электрического, на КПГ, малой мобильности);
— применение интеллектуальных систем управления дорожным движением и общественным транспортом;
— повышение связности улично-дорожной сети, особенно в периферийных районах города;
— преференции общественному транспорту;
— повышение эффективности грузоперевозок.
Сейчас понятие «экологичный» в контексте города переживает трансформацию, отметила докладчица. Оно складывается из таких составляющих, как энергоэффективный, низкоуглеродный, устойчивый и умный. При этом очевидна связь между экологичностью и размером города, а также его благосостоянием. Так, лидерами экологической результативности оказываются небольшие города с численностью населения не более 1 млн человек и сопоставимые по площади с 200 кв. км. Уровень благосостояния и экологичность тесно коррелируют: чем выше уровень возможностей, которые предоставляет город, тем важнее для жителей становятся вопросы экологии. Крупные города больше и охотнее инвестируют в энергоэффективные технологии, развитие инфраструктуры и привлекают специалистов высокого уровня к решению экологических проблем. Горожане готовы безусловно соблюдать экологические требования и принимать активное участие в природоохранных инициативах. При этом наилучший эффект для повышения устойчивости экосистем городов дает сочетание зеленой повестки с развитием здравоохранения и борьбой с бедностью.
Одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды является транспорт. Он дает выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с выхлопными газами и в результате истирания дорожных покрытий и деталей), шумовое воздействие, образование отходов, загрязнение сточных вод от стоков с автодорог и мойки автотранспорта, загрязнение почвенного покрова (пыление, выпадение с осадками).
Фото: iStock
Но возможно ли жить без автотранспорта в городе площадью 2500 га и размерами 30 на 70 км? В Москве с 2011 года достигнуто существенное снижение воздействия транспортной системы на окружающую среду за счет уменьшения перепробегов личных автомобилей и пересадки на общественный транспорт, а также снижения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов. Так, приостановлен рост количества легковых автомобилей: сейчас доля общественного транспорта в перевозках достигает 70%. Это очень важно, так как при пересадке на метро одного автомобилиста количество выбросов загрязняющих веществ снижается на 40 кг в год. С 2018 года город замещает дизельные автобусы электробусами — сейчас в эксплуатации их уже больше тысячи. Выбросы загрязняющих веществ с 2011 по 2021 год снизились в 2,8 раза — с 927 тыс. тонн до 320 тыс. тонн. Выбросы парниковых газов удалось уменьшить на 25% от уровня 1990 года.
Также проделана огромная работа в сфере модернизации промышленных предприятий и ревитализации производственных зон. Например, на территориях бывших промзон созданы современные производства и технопарки, новые озелененные территории.
Программа создания качественной городской среды на 2023 год включает в себя благоустройство улиц, переулков, площадей и бульваров. Создание новых общественных пространств дает заметный эффект: улицы стали удобнее для пешеходов. С 2010 года горожане стали гулять пешком больше на 20 минут и в два раза чаще, а летом — в пять раз. За 10 лет в Москве в рамках городских программ озеленения высажено более 11 млн зеленых насаждений. Доступ к зеленым территориям в шаговой доступности имеют 90% населения Москвы. Около 1,9 млн жителей получили комфортную городскую среду вблизи жилых кварталов, а 200 тыс. детей — комфортное и современное спортивное пространство на благоустроенных территориях.
Проведенные работы позволили вывести Москву в мировые лидеры по числу благоустроенных парков и топ-5 самых освещенных городов мира. По оценке Boston Consulting Group, Москва по уровню успешности конвертации качества и доступности инфраструктуры в изменение поведения и восприятия горожан опережает такие города, как Гонконг, Шанхай, Мехико и Сан-Паулу.
Всего в Москве 147 ООПТ федерального и регионального значения общей площадью 19,7 тыс. га. При этом 573 вида уникальной флоры и фауны города охраняются и восстанавливаются: каждые 8–10 лет актуализируется Красная книга охраняемых видов растений и животных, третья редакция которой выпущена в 2022 году.
Фото: iStock
«По статистике, затраты на создание и сохранение зеленых зон оказываются в 2–3 раза ниже, чем возможный ущерб от климатических изменений», — подчеркнула Евгения Семутникова.
Современные парки стали тематическими и многофункциональными, с акцентами как на активный отдых, так и на тишину. Создается вся необходимая инфраструктура для комфортного отдыха, в т.ч. для людей с особенными потребностями. Наличие привлекательной и доступной городской среды побуждает людей проводить больше времени на открытом воздухе, что оказывает сильное влияние на здоровье горожан. Установлена достоверная связь между отдыхом в зеленых зонах и продолжительностью жизни, повышением двигательной активности, улучшением иммунитета. Как показали опросы, наличие зеленых территорий в шаговой доступности уменьшает уровень психоэмоционального стресса и повышает уровень настроения.
Рассказывая собравшимся о всевозможных зеленых технологиях, Евгения Семутникова особо отметила перспективные проекты озеленения крыш. Например, в ЦАО Москвы за счет этого можно создать дополнительно 470 га зеленых территорий — как четыре парка Горького.
Озелененные территории необходимо проектировать с учетом климатической и экологической эффективности, используя проектные решения с доказанной климатической эффективностью, отметила она. При этом производится точный расчет, где, какие виды деревьев и какого возраста нужно сажать при заданных показателях комфортности (температура, влажность, загрязнение воздуха, шум, запыление).
«Несмотря на повышение нагрузки, Москве удается не увеличивать загрязнение окружающей среды и сохранять естественную природу», — резюмировала Евгения Семутникова.