В последние годы миграционные потоки в Россию феминизировались. Многие женщины приезжают на заработки вслед за своими мужьями, находя работу нянями, сиделками и клинерами. Спрос на такие услуги в мегаполисах заметно растет. Часто россияне относятся к мигранткам с недоверием, но после более близкого знакомства меняют отношение.
Объединенный научный семинар «Женщины-мигрантки на российском рынке труда» проводился в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста», реализуемого в рамках программы «Приоритет-2030». Заведующая Центром качественных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ Екатерина Деминцева представила собравшимся исследование, проведенное совместно с коллегами из МФТИ, ТГУ и СПбГУ. Она рассказала, что в фокусе исследования находится сектор заботы о людях, рабочие места в котором в значительной мере заняты женщинами-мигрантками: клининг, работа сиделками, нянями и в качестве другого домашнего персонала, а также работа на пищевых производствах. Прежде всего это неквалифицированный труд, часть которого находится в тени.
«В последние годы все больше исследователей говорят о феминизации миграции. Спрос на услуги на российском рынке заботы, особенно в мегаполисах, растет. Однако в последние два года работодатели столкнулись с нехваткой кадров: уменьшился поток мигранток из Украины и Молдовы, которые теперь ориентируются на европейский рынок, где им выгоднее работать. Их место постепенно занимают женщины из стран Средней Азии. При этом в обществе к ним скорее негативное отношение как к представителям другой культуры и религии. Кроме того, они зачастую плохо говорят на русском языке», — рассказала Екатерина Деминцева.
В ходе исследования было проведено 50 глубинных интервью в Москве, Санкт-Петербурге и Томске. Для интервью исследователи находили женщин через работодателей, в базе вакансий профильных сайтов, а также в специальных каналах в мессенджерах. В дальнейшем запланировано проведение интервью в Екатеринбурге. Также были взяты интервью у работодателей — директоров и управляющих частных домов престарелых, патронажных служб, агентств и посредников по поиску персонала.
Как показало исследование, чаще всего свое первое место работы в России мигрантки находят через близких друзей или родственников, реже — через агентства по найму персонала или профильные сайты. Чаще работу через агентства получают те, у кого есть медицинское образование (медсестра, врач), полученное на родине, или студенты российских медицинских колледжей или вузов. Сейчас сами мигрантки часто создают каналы в популярных мессенджерах и выступают посредниками в трудоустройстве землячек.
Как правило, в сфере заботы заняты женщины от 35 лет, имеющие опыт ухода за пожилыми. Многие замужем и приезжают на заработки с мужем. Большинство имеют детей, но оставляют их на родине.
Часто более значимым, чем наличие диплома, является знание русского языка: такие работницы котируются выше и зарабатывают больше. Но самый ценный ресурс — успешный опыт работы в России, который позволяет получить работу по рекомендации прошлых работодателей. Именно при помощи сарафанного радио семьи чаще всего находят себе домашних помощниц. Среди основных требований, предъявляемых к женщинам, часто звучит наличие такого качества, как душевность: «Главное — быть хорошим человеком».
От национальности зависит зарплата: женщины со славянской внешностью получают больше. Однако национальность перестает играть роль, если у женщины есть опыт соответствующей работы — например, с пожилым человеком с определенным заболеванием. Тогда ее начинают «передавать» из одной семьи в другую, а зарплатные требования она устанавливает сама.
Фото: iStock
Что касается легальности трудоустройства, то большинство женщин не имеют официально оформленных отношений с работодателем. Фирмы, предоставляющие услуги поиска сиделки или няни, отвечают только за подбор персонала. И непосредственные работодатели (семьи), и агентства предпочитают нанимать работниц неформально.
Многие мигрантки решают вопрос, самостоятельно покупая договор и регистрацию, оплачивая патент. Значимо, что их самих устаивает такое положение дел, никто и не стремится оформить отношения с работодателем легально. Этот аспект удивил исследователей.
«Их в любой момент могут вышвырнуть, в любой момент обвинить в чем-то. Попадаются те, кто говорит, что серебро украли или что-то сломали», — приводятся в исследовании слова из интервью юриста, специализирующегося на проблемах мигрантов.
Управляющие частных домов престарелых и патронажных служб признаются, что обойтись без мигранток из Средней Азии сейчас нельзя: они готовы работать за меньшие деньги, чем россиянки или другие категории мигрантов. Кроме того, они в силу культурных традиций, основанных на уважении к старшим, лучше встраиваются в этот сегмент рынка. Они готовы жить в семьях несколько лет, уезжая ненадолго в отпуск, так как для многих это единственная возможность прокормить детей.
Восприятие мигранток из Средней Азии основано прежде всего на стереотипах, подчеркнула Екатерина Деминцева. Хоть клиенты изначально и «предпочитают славянок», в дальнейшем их отношение к жительницам Средней Азии часто меняется в лучшую сторону: они отмечают их исполнительность и уважительное отношение к окружающим и характеризуют таких работниц как «заботливых» и «работящих». Большой проблемой остается только плохое знание ими русского языка.