Крупные российские города разрастаются по периферии, «в чистом поле», что приводит к транспортным проблемам и удорожанию коммунальных услуг. Тренд усилился благодаря льготной ипотеке. В итоге малые города теряют население. Как переломить тенденцию, рассуждали участники круглого стола «Разрастание российских городов», организованного факультетом городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
Как показало исследование факультета, опубликованное в прошлом году в виде доклада «Планирование разрастания. Пространственная политика городов России», тактика, применяемая в большинстве городов, ведет к разрастанию застройки и росту издержек на содержание инфраструктуры.
За последние 30 лет жилищный фонд вырос на 30–40%, а численность населения сократилась, отметил один из авторов доклада, научный сотрудник факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Андрей Головин. В результате в России образовалась высокая доля незанятого жилищного фонда. Разница между числом домохозяйств и количеством квартир достигает почти 20% (11 млн квартир). По его мнению, основной двигатель разрастания — это необоснованное, не сбалансированное с демографической ситуацией и потенциальным спросом на жилье планирование объемов и размещения жилой застройки. Установка строить больше квадратных метров привела к избыточной территории застройки, которая располагается за пределами городской жизни. В результате строится неэффективная инфраструктура, отвлекаются ресурсы от насущных проблем города.
«Среди политиков преобладает мнение, что решение жилищного кризиса простое: строить больше домов. Предполагается, что большое количество домов не только вместит больше людей, но и снизит цены. Но на самом деле увеличение предложения жилья не делает его доступным. Напротив, высокие темпы строительства связаны с ростом цен», — подчеркнул Андрей Головин. При этом возникает острая транспортная проблема. По мере удаления жилых домов от городских центров, где, как правило, больше всего рабочих мест и наиболее комфортная система общественного транспорта, снижение цен на жилье компенсируется увеличением расходов на транспорт.
О транспортной проблеме говорил и научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Уплотнение застройки приводит к огромным проблемам с парковками, подчеркнул он.
Фото: iStock
«На одного горожанина в разных городах России приходится 20–25 кв. м жилой площади. В городах с другими типами планировки — в США, Канаде, Австралии — этот показатель достигает 75–80 кв. м. А сколько места нужно автомобилю? По СНиПам — 35–40 кв. м. Если на одного гражданина приходится гораздо меньше места, чем на его автомобиль, проблемы жизни с автомобилем неизбежны», — констатирует эксперт.
Профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев обратил внимание на другую проблему — разрастание коммунальной инфраструктуры. «Большинство наших городов — перевертыши с точки зрения плотности населения: очень мало заселена центральная часть и высокая плотность на периферии. В мире, как правило, наоборот. В результате разрастается сеть коммунальной инфраструктуры, и чем она больше, тем больше издержки, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Высокое потребление коммунальных услуг на окраинах города приводит к их подорожанию», — рассказал он. По словам эксперта, за последние 20 лет объем продаж воды российскими водоканалами сократился в среднем в два раза, в том числе в крупных городах. Это связано с использованием приборов учета и более качественной сантехники. Если продается меньше, но при этом создаются новые километры сетей, удельный кубометр воды становится все дороже. Еще сильнее дорожает тепло за счет строительства новых мощностей. В итоге неконтролируемый периферийный рост жилья существенно удорожает коммунальные услуги для всего города.
Разрастаются далеко не все российские города, а лишь 10%, то есть 100–120 крупнейших, отметил ведущий научный сотрудник Института демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Никита Мкртчян. Это две агломерации — Москва и Санкт-Петербург — и миллионники. Все остальные, напротив, сжимаются. При этом генпланы всех этих городов предполагают устойчивый рост количества населения.
«Все хотят, чтобы население росло, потому что не представляют развитие в иной парадигме. А между тем население России стабильно снижается, миграция способствует его концентрации в очень небольшом числе точек, а всем остальным, увы, нужно управляемое сжатие. Это мне кажется более важным, чем проблема разрастающихся городов», — убежден эксперт.
Замначальника инспекции по контролю за ходом реформирования и модернизации ЖКХ Счетной палаты РФ Вадим Василец обратил внимание на реальное количество домов многоэтажной застройки. В прошлом году сообщалось о рекордном количестве построенных домов — 92 млн кв. м. Однако больше половины этого количества — 49 млн кв. м — занимает индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). В этом году, по данным Росстата, из планировавшихся 37 млн кв. м ИЖС выполнено уже 18 млн, то есть половина годового плана за три зимних месяца. Это указывает на то, что идет процесс оформления жилья в рамках дачной амнистии, подчеркивает эксперт. Поэтому, говоря о заселении, нужно оценивать только многоквартирные дома, которых в этих 92 млн кв. м меньше половины, причем 20% из них еще не заселены, резюмирует Вадим Василец.
По мнению старшего инспектора Счетной палаты РФ Олега Смирнова, ситуацию сжатия одних и разрастание других городов провоцирует само государство — в частности, механизмом льготной ипотеки. Согласно исследованию ведомства, люди очень часто используют его, чтобы уехать из своего региона. В частности, такая проблема очень остро стоит в Мурманской и Магаданской областях, Камчатском крае, Республике Тыва, Чеченской Республике и Якутии. Именно для этих регионов характерна проблема сжатия.
«Люди переезжают ближе к центру России и напрямую участвуют в проблеме разрастания городов. Льготная ипотека — хороший механизм, но используется не гибко, и следствие его реализации не совсем соответствует главной цели — обеспечить семьи жильем. Возможно, стоит ограничить применение механизма рамками одного региона», — полагает Олег Смирнов.
Фото: iStock