В годы пандемии и экономического кризиса процессы самоорганизации в российском обществе стали гораздо активнее. Граждане начали больше помогать тем, кому трудно, и зачастую реагировать на проблемы быстрее власти. При этом, по данным исследователей, 85% россиян могут назвать себя счастливыми. Такие тенденции обсуждали эксперты на XI Международной научной конференции исследователей гражданского общества «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы». Мероприятие организовано Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
«Руководство Высшей школы экономики традиционно уделяет большое внимание исследованию гражданского общества и некоммерческого сектора», — отметил, открывая мероприятие, вице-президент НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Лев Якобсон. «Высшая школа экономики — университет многопрофильный, и тематика, которой посвящена конференция, находится на перекрестье разнообразных исследовательских интересов. Это то, что интересно социологам, политологам, экономистам, специалистам в области менеджмента, коммуникации и PR и многим другим», — подчеркнул он. Она важна не только как объект перспективных исследований: «занятие этой тематикой высвечивает нечто чрезвычайно важное в практическом плане, нечто, составляющее ключевые факторы устойчивости и развития нашего общества и других обществ».
Во времена турбулентности очень важно, чтобы где-то оставались островки стабильности, полагает директор АНО «Агентство социальной информации», член ОП РФ, ведущий эксперт Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова.
«То, какие процессы самоорганизации сейчас происходят в обществе, достойно мониторинга, фиксации, наблюдения и серьезной исследовательской работы. Потому что действительно происходят какие-то новые, доселе невиданные вещи. Это касается и ковидного времени, и нынешней ситуации специальной военной операции. Различные группы граждан — организованные и нет — отзываются на текущие проблемы и зачастую реагируют быстрее, чем органы власти», — сказала она.
Выступление Елены Тополевой-Солдуновой предварило начало первой сессии конференции, которая была посвящена влиянию кризиса на роль институтов самоорганизации в развитии экономики.
Старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Наталья Иванова рассказала о теоретических подходах к развитию концепции самоорганизации и о международном опыте их трансформации в посткризисный период. Под коллективными подразумеваются такие действия, когда член группы выступает как ее представитель, а его деятельность направлена на улучшение условий для группы в целом, объяснила она.
Елена Тополева-Солдунова, Лев Якобсон, Наталья Иванова, фото: Татьяна Богословская / Высшая школа экономики
Эксперт рассказала также о социальной дилемме Мансура Олсона, когда в ходе самоорганизации граждан возникает противоречие между личными интересами и коллективным благом. Это явление он назвал «проблемой безбилетника»: нежелание затрачивать собственные ресурсы для достижения общей цели и расчет на то, что все необходимое сделают другие. Другой известный ученый, Элинор Остром, единственная женщина, получившая Нобелевскую премию по экономике, выявила принципы коллективного управления общественной собственностью в то время, когда эффективным считалось лишь государственное управление.
А если рассматривать интегративную модель коллективного действия на основе социальной идентичности, то нужно иметь в виду, что готовность гражданина участвовать в коллективном действии зависит от субъективного восприятия социальной несправедливости, предполагаемой эффективности совместных действий по решению конкретной проблемы и собственной социальной идентичности, уточняет эксперт. «По мнению ряда исследователей, соблюдение гражданами предписанных в период пандемии ограничений рассматривается как форма коллективных действий», — отметила Наталья Иванова.
Запрос на самоорганизацию растет во взаимодействии с институтами некоммерческого сектора и государственными органами, и эта тема может составить важную часть посткризисной исследовательской повестки, убеждена эксперт.
Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, завкафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях факультета социальных наук НИУ ВШЭ, рассказала об исследовании, направленном на изучение социальных настроений россиян. Это постоянное исследование, которое проводится с 2007 года и позволяет рассматривать в динамике такие процессы, как доверие, сплоченность и готовность объединяться. Так, отмечено, что во время кризиса выросла доля тех, кто помогает незнакомым нуждающимся деньгами, вещами или поступками.
Опрос, проведенный до 21 сентября 2022 года, говорит Ирина Мерсиянова, показал, что 85% россиян могут назвать себя счастливыми. Эта доля относительно стабильна в последние годы. Положительные эмоции преобладают у 66% респондентов, негативные — у 19%.
Елена Тополева-Солдунова, Лев Якобсон, Ирина Мерсиянова, фото: Татьяна Богословская / Высшая школа экономики
«Молодежь до 30 лет чаще остальных демографических групп испытывает заинтересованность, гордость и ощущение, что все складывается к лучшему, а из отрицательных эмоций — скуку. Ощущение тревоги более характерно для пожилых людей», — рассказала Ирина Мерсиянова.
Более половины (51%) опрошенных оптимистично смотрят в будущее — считают, что в ближайшие годы их жизнь в целом улучшится. Около трети (29%) полагают, что она не изменится. О пессимистических ожиданиях сообщили 9% респондентов. Более других склонны к оптимизму люди младше 50 лет, с хорошим здоровьем, не испытывающие финансовых трудностей и полностью удовлетворенные работой и жизнью, а также те, кто считает, что в стране преобладает согласие и Россия развивается в правильном направлении.
Доклад профессора факультета экономических наук, ведущего научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Марины Шабановой был посвящен становлению этичных потребительских практик в России. По ее мнению, индивидуализированные коллективные действия являются ресурсом трансформации гражданского общества. Под этичным потреблением подразумевается ответственное, сознательное потребление, когда человек совершает покупки и использует блага не только исходя из соображений личной выгоды, но и под воздействием нравственного фактора, с учетом влияния на благополучие нынешних и будущих поколений.
Считается, что этичные потребительские практики (этичные покупки, бойкот, раздельный сбор и утилизация бытовых отходов, сокращение потребления, упрощение потребительских стандартов) развиваются в первую очередь в развитых в экономическом отношении странах, имеющих высокоразвитое гражданское общество. Однако постепенно они формируются и в развивающихся странах с более слабыми гражданскими структурами.
Согласно проведенному исследованию, в целом в разные виды этичного потребления включены 38% россиян. Еще 16% оцениваются как потенциальные этичные покупатели. 41% относятся к подобным ценностям индифферентно.
Согласно проведенному исследованию, 42% россиян поддерживают покупками этичных производителей — с бережным отношением к экологии, соблюдающих права животных и работников, участвующих в благотворительности, производящих товары из вторсырья. 35% из соображений заботы о природе стремятся меньше использовать одноразовые пластиковые пакеты, покупают товары в перерабатываемых упаковках или бесплатно отдают еду: из рук в руки, через интернет-сообщества, общественные организации, храмы.
Елена Тополева-Солдунова, Лев Якобсон, Марина Шабанова, фото: Татьяна Богословская / Высшая школа экономики
46% отдают еду и вещи в хорошем состоянии нуждающимся через храмы и общественные организации (сокращение образования мусора). 45% сортируют мусор и сдают отдельные виды отходов (макулатура, пластик, стекло, металл, батарейки) в специальные пункты приема. Меньше всего россиян (всего 8,4%) добровольно сокращают потребление и покупку не особо нужных вещей из соображений заботы о природе. У нас пока не прижилась практика объединяться с друзьями и соседями для покупки предметов для совместного потребления (инструменты, палатки, лыжи, камеры, компьютеры), также редко кто-то берет эти вещи в аренду.
В общей сложности 29% россиян активно участвуют в этичном потреблении (вовлечены в три-пять практик), и только 22% вообще не включены ни в одну из вышеперечисленных практик.
«Несмотря на то что этичное потребление в России возникло позже, чем в странах с более развитой экономикой и гражданским обществом, закономерности воспроизводства его рыночного сегмента во многом схожи. Этичное потребление до сих пор появлялось как долгосрочный тренд, который, меняя структуру, сохранился даже в кризисные годы, а по некоторым позициям возрастал. Становление этичного потребления свидетельствует о расширении сферы и ресурсов российского гражданского общества», — убеждена Марина Шабанова.
По ее мнению, хотя расширение этой сферы гражданского общества идет в основном вне формальных организаций, роль НКО в ней не снижается, остается важной: просвещение и информирование потребителей, организация независимой экспертизы, импортирование этичных товаров, налаживание взаимодействия с основными заинтересованными сторонами — потребителями, бизнесом, властью.
«Развитие личного потребления зависит не только от появления этически настроенных потребителей, но и от выстраивания способствующей среды, что требует объединения усилий разных заинтересованных сторон», — отметила эксперт.
При этом российские потребители, как и западные, часто не готовы жертвовать привычными товарами ради этичных и рассматривают их в комплексе, взвешивая разные конкурирующие соображения.
«Беспрецедентные санкции и уход западных партнеров с российского рынка, а также снижение реальных доходов россиян снизит возможности для развития рыночного сегмента этичного потребления. Однако в новых условиях вероятнее ожидать не исчезновения, а изменения его структуры при сохранении за потреблением статуса средства проявления гражданственности, индикатора и инструмента развития гражданского общества», — считает Марина Шабанова.
Фото: Татьяна Богословская / Высшая школа экономики
В первой сессии конференции «Влияние кризиса на роль институтов самоорганизации в развитии экономики» также приняла участие профессор факультета права, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Анастасия Туманова. Она рассказала о роли общественных организаций в модернизации социально-экономической и политической сфер жизни имперской России в 1906–1914 годах. Затем работа продолжилась в сессиях «Институты гражданского общества в современных условиях», «Институты и практики гражданского общества за рубежом» и на круглом столе «Роль НКО в посткризисном развитии». Во второй день конференции, 20 октября, состоятся сессии «Институты локальной самоорганизации», «Институты и практики гражданского общества». Ученые Вышки и других экспертных центров обсудят также роль волонтерства в выходе из кризиса.