Как на практике происходит регулирование авторских прав и прав интеллектуальной собственности в США и ЕС? Какова роль американского Верховного суда в разрешении патентных споров? Почему у новых компаний возникают трудности с регистрацией товарных знаков? Об этом и многом другом рассказал, выступая в НИУ ВШЭ, профессор Университета Иллинойса Питер Мэггс, один из ведущих специалистов в мире по интеллектуальной собственности.
Международный научно-образовательный центр «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» ВШЭ провел совместно с факультетом права ВШЭ и Роспатентом научный коллоквиум «Право интеллектуальной собственности в XXI веке». Основным докладчиком стал Питер Мэггс.
Директор центра Михаил Федотов, представляя профессора, отрекомендовал его как человека с широким кругозором и нестандартным осмыслением права.
Обширные патентные портфели крупных компаний создают серьезные барьеры для входа на рынок мелких фирм и стартапов, вынужденных нанимать юристов, способных предотвратить потенциальные иски владельцев патентов. «Нам надо найти способы оградить стартапы от троллей», — подчеркнул Питер Мэггс в начале своего выступления.
Конгрессмены медленно реформируют законы, поэтому повышается роль Верховного суда, чьи решения вносят новаторские поправки в интеллектуальное право, рассказал он, говоря об особенностях правовой системы США. В частности, в 2006 году Верховный суд отменил практику выдачи судебных запретов при любых нарушениях патентных прав, что помогло противодействию троллям.
В США многие вопросы интеллектуальной собственности (ИС) решаются в окружных судах апелляционной инстанции, и они выработали практику справедливого размера роялти, выплачиваемого за использование изобретений, авторы которых подтвердили право на них. Наконец, патентная защита не должна препятствовать созданию устройств, связанных с запатентованным.
Питер Мэггс назвал полезной директиву ЕС, предписывающую применение патентного права не в ущерб пользователям изобретений. Поднимая тему защиты коммерческой тайны, он обратил внимание на то, что мошенники и недобросовестные сотрудники теперь копируют не детали, а массивы данных. Широкую известность получило дело, когда бывший руководитель подразделения Google Энтони Левандовски при переходе в Uber прихватил данные о разработках. В результате Uber пришлось выплатить 245 млн долларов компенсации. Проблема краж коммерческой тайны усугубляется действиями государств и спецслужб на фоне растущей конкуренции. Это привело к росту числа таких дел и их политизации, что создает большие проблемы для бизнеса.
Здание Верховныого суда США в Вашингтоне, фото: UpstateNYer, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0
Новые проблемы обнаружились и в авторском праве. Часто люди распространяют произведения, считая их общедоступными и не зная, что они являются объектами авторского права. Но нарушения из-за непонимания сложных норм авторского права не наказываются строго. 30 лет назад Верховный суд США смягчил ответственность за них и решил, что владелец может взыскивать только разумные суммы за нарушение.
Одновременно появилось много так называемых сиротских произведений, чей неопределенный статус препятствует их использованию. Раньше такие произведения в США сразу оказывались в общественном доступе, теперь — спустя длительный период. Такой подход позволяет достичь баланса между стимулом к творческой работе и доступностью произведений.
Распространение авторского права на программное обеспечение, по мнению Питера Мэггса, противоречит его прежней концепции, когда программы защищались только патентами. Только при наличии изобретательского элемента оно кратковременно распространяется на программу. В деле «Oracle против Google» (об использовании элементов кода Java в Android) Верховный суд США ввел толкование добросовестного использования авторского права и разрешил Google скопировать большое число скриптов.
Следующая проблема — доступ к зашифрованной информации. Шифры препятствуют пиратству в отношении книг и музыки, но мешают доступу к другим материалам. Закон об авторском праве в цифровую эпоху запрещает вскрывать документы, защищаемые им, но позволяет регулярно делать исключения.
Защита торговых знаков и выпускаемых под их маркой товаров от размывания и недобросовестного использования также является важным элементом защиты интеллектуальной собственности. Торговые знаки регистрируются на национальном и международном уровнях. Нехватка качественных и запоминающихся марок затрудняет вывод на рынок новых продуктов недавно созданными фирмами. Причина в том, что большими портфелями товарных знаков обладают крупные компании, которые ведут процессы по делам об их размывании. Товарные знаки и патенты имеют в США разные уровни защиты: товарные знаки могут существовать неограниченное время при уплате пошлины, срок действия патентов ограничен, как следствие — дела о принадлежности товарных знаков рассматриваются долго.
Питер Мэггс отметил, что страны применяют разные подходы в оценке товарных знаков: в одних юрисдикциях они считаются интеллектуальной собственностью, в других нет. Доменные имена имеют много общего с товарными знаками, их названия иногда работают как товарные знаки, если речь идет о названии продукта или ресторана. Спекулянты захватывают популярные доменные имена, чтобы извлекать прибыль, пользуясь их востребованностью у производителей и продавцов пива, владельцев ресторанов и других компаний.
Элементом авторского права докладчик назвал право на публичное использование своего имени и имиджа в рекламных целях, ставшее источником стабильного дохода для известных спортсменов, актеров и других публичных лиц. Оно действует в США, но не признается в ряде стран. Право имиджа порождает вопросы: можно ли передавать его по наследству, отчуждать, накладывать арест на использование изображения или голоса публичного человека. Пока это право не регламентировано международными соглашениями.
Отвечая на вопрос Михаила Федотова, Питер Мэггс объяснил, почему токены стали новыми объектами ИС: они возникают в результате творчества человека и хранятся в памяти компьютера.
В заключение Питер Мэггс обратил внимание на проблемы экспорта и импорта интеллектуальной собственности, обострившиеся в период пандемии. Не все развивающиеся страны оказались способны заплатить за большие объемы вакцин, что создает угрозу для остального мира. Возможно, в чрезвычайных ситуациях требуются особые правовые режимы, которые позволят разработать и выпустить в оборот больше вакцин и лекарств и одновременно стимулировать инновации.
Декан факультета права ВШЭ Вадим Виноградов назвал интеллектуальную собственность важной сферой научных исследований и обучения студентов. Необходимо понимать, как ее защищать, а также изучать методы защиты от злоупотреблений правом интеллектуальной собственности. Сейчас идут судебные разбирательства, инициированные патентными троллями, пользующимися лакунами в законодательстве. Их нападению в России подверглась, например, компания Samsung — по иску швейцарской компании «Сквин СА» за использование запатентованной технологии «Система электронных платежей», напомнил Вадим Виноградов.
Руководитель Роспатента Григорий Ивлиев рассказал, что в нынешнем году Россия присоединилась ко многим международным соглашениям об ИС и завершает внедрение предусмотренных ими систем. Одновременно идет интеграция патентных систем стран ЕврАзЭС.
В дискуссии по докладу также приняли участие заместитель директора Международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» ВШЭ Руслан Будник, заместитель руководителя Роспатента Юрий Зубов, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ Наталия Щербак и доцент кафедры гражданского права Юридического института Томского государственного университета Светлана Бутенко.
На фото: Питер Мэггс, источник: law.illinois.edu