Уход многих зарубежных компаний с российского рынка породил опасения, что отечественные потребители останутся без качественных товаров народного потребления. О том, как обстоят дела в секторе бытовой химии, косметической индустрии и одежды, HSE Daily рассказала Анна Федюнина, заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ.
— Я бы не говорила о том, что ситуация однозначно негативная. На первый взгляд, мы действительно наблюдаем преобладание на российском рынке иностранных торговых марок и иностранных компаний. По некоторым оценкам, доля импорта в российском обороте варьируется от 60 до 80%, ниже — в бытовой химии и косметике, выше — в производстве одежды. Нужно учитывать, что российские производства также зависят в той или иной мере от импорта сырья и на 100% — от импорта иностранного оборудования. Но я бы не называла ситуацию в целом критической.
Если говорить о производстве бытовой химии и косметики, то, пожалуй, самая сложная ситуация в сфере декоративной косметики. Российская химия ориентирована на производство крупнотоннажной продукции, а тонкая химия, требующая постоянных затрат на инновации, лабораторных исследований и испытаний, развита существенно хуже. Тем не менее за последние 10–15 лет в России стали появляться собственные производства, ориентированные на высокие стандарты качества и использующие в значимой степени отечественное сырье. Такие производства часто маскируются под иностранные (например, имеют иностранные наименования), поскольку у многих россиян по-прежнему сохраняется мнение о том, что иностранное лучше. Это, например, такие компании, как Green Mama, Natura Siberica, которые отдают приоритет российским компонентам. Многие другие компании с отечественными наименованиями также выпускают продукцию под брендами на английском языке. По оценкам экспертов, на создание необходимых производств тонкой химии может уйти не менее 5–10 лет. Однако уже сейчас важно понимать, что косметика отечественных производителей не уступает по качеству зарубежным аналогам, при этом присутствует на рынке по более низким ценам.
В текстильной промышленности и производстве одежды ситуация также не столь однозначная. На первый взгляд, в отрасли есть крупные отечественные предприятия, которые ориентированы на производство относительно простой продукции — постельного белья, школьной формы, базовой мужской и женской одежды и нижнего белья, — в то время как в модном сегменте преобладают иностранные компании. Однако с 2000-х годов в России на фоне увядания традиционных текстильных и швейных производств стали появляться российские дизайнеры, все больше получающие признание не только внутри страны, но и за рубежом.
Фото: Евгений Круглов / shuclothes.com
Российские дизайнеры по-прежнему часто производят одежду надомным способом или в экспериментальных цехах и в существенной степени зависят от импортных тканей и фурнитуры. Но, к слову, практически весь мир зависит от импорта тканей и фурнитуры, так устроены глобальные цепочки поставок. Большинство российских дизайнеров, правда, ориентированы пока на Москву и Петербург и редко представлены в других городах, но их выбор уже очень большой. Часто, кстати, они также выбирают названия брендов, состоящие из латинских слов и букв: логика «иностранное лучше» работает и здесь. Это, например, Ushatava, 12Storeez, Shu и многие другие. Но есть и именитые российские дизайнеры, среди них молодое поколение: Гоша Рубчинский, Ульяна Сергеенко, Александр Терехов, Вика Газинская, и, конечно, мэтры: Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин. Среди крупных российских сетей — Gloria Jeans, Baon, у которых часть производств размещена в России.
В целом в российской экономике есть успехи технологического обновления в отраслях, производятся конкурентоспособные на мировом рынке продукты. Правда, размеры этих производств пока недостаточно велики и ориентированы прежде всего на Россию и СНГ.
Фото: iStock