Почти все современные профессии так или иначе связаны с IT, и специалистам требуются соответствующие навыки. Более 60% выпускников 9-х классов попадают в систему СПО, но в колледжах сталкиваются с тем, что не получают соответствующих компетенций. Цифровизация СПО идет не так быстро и эффективно, как того требует время.
В рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность», который реализуется в рамках программы «Приоритет-2030», состоялся объединенный научный семинар «Цифровая трансформация организаций СПО: происходит ли она?».
Процесс цифровой трансформации в образовательных организациях — небыстрый и непростой, подчеркнул, открывая мероприятие, член Ученого совета НИУ ВШЭ, научный руководитель стратпроекта Игорь Агамирзян. Если в школьном и высшем образовании он проходит достаточно хорошо, то система СПО несколько отстает. Также до сих пор никто не изучал эту тему: проведенное исследование стало первым в этой области.
Докладчиками выступили сотрудники Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов, Ирина Дворецкая и Кирилл Савицкий, а также научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Ольга Романова.
Обучение в СПО теснее связано с краткосрочными и среднесрочными потребностями рынка труда, чем обучение в вузах, поэтому колледжи нуждаются в цифровизации не меньше: многие профессии сейчас зачастую требуют навыков программирования. Например, электрики должны организовать эффективный учет электроэнергии, для чего используется специальный софт, и запрограммировать счетчики, приборы учета и контроля. При этом система СПО получает меньше внимания государства и финансируется по остаточному принципу, отметила Ольга Романова.
Для исследования были отобраны 35 колледжей разной профессиональной направленности, расположенные в Нижегородской области, Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. В качестве референса взяли один из колледжей Москвы. Исследователи провели опрос свыше 1,5 тысячи преподавателей и студентов, а также серию глубинных интервью с экспертами — руководителями региональных систем СПО, педагогами и мастерами производственного обучения.
Опросы касались цифровой инфраструктуры организации, использования цифровых технологий в учебном процессе, формирования цифровой компетентности обучающихся, профессионального развития педагогов в области цифровых технологий, использования возможностей цифровой среды для внешних связей организации и т.д.
«Как показали интервью, колледжи в целом неплохо оснащены, много цифрового оборудования закупали в период пандемии. Самая слабая часть — это обновление процессов обучения, то есть все то, что связано с запросами работодателей и конкретной поддержкой, которая помогла бы хорошо подготовить выпускников к работе в новых условиях», — рассказала Ольга Романова.
Ирина Дворецкая представила результаты кластерного анализа полученных данных. Ученые выделили пять групп, внутри которых колледжи обладают схожими характеристиками. Так, организации первой группы располагают существенными цифровыми ресурсами, но не прикладывают достаточно усилий для развития профессиональной компоненты. Вторая группа колледжей больше ориентируется на выстраивание административно-управленческих процессов без существенного внимания к обновлению содержания образования. К третьей группе относятся СПО, которые плохо оснащены, но активно выстраивают позицию на профессиональном рынке. Колледжи четвертого кластера обладают достаточно слабой позицией на рынке и не имеют развитой цифровой среды, но активно обновляют оборудование и образовательный процесс, внедряют цифровые управленческие технологии. Последняя группа состоит из организаций с низким уровнем всех показателей.
На основе анализа этих характеристик можно сформулировать ключевые задачи цифрового обновления для каждого кластера.
Примечательно, что ни один кластер организаций не преуспел во всех четырех областях, поэтому их лидерство весьма относительно. Самая многочисленная группа использует цифровые технологии преимущественно для решения административных задач.
В СПО меняется фундаментальное ядро образования, отметил Кирилл Савицкий. Необходима быстрая замена контента через изменение отдельных учебных элементов — цифровые пособия и тренажеры. При этом обучение зачастую ориентировано на получение хороших результатов в WorldSkills, а не на бесшовный переход к работодателю.
«Мы не должны учить тем цифровым навыкам, которые не пригодятся, и должны четко понимать, кто, как и чему будет учить студентов. Но у нас слишком мало времени на цифровое образование, да и педагоги зачастую еще менее компетентны. Наблюдается отсутствие мотивации как у преподавателей, так и у студентов. В итоге необходимо, с одной стороны, преподавать все необходимые навыки, а с другой — не потерять возрастных педагогов и мастеров, которые реально способны дать студентам специальность», — подчеркнул он.
Фото: Колледж Университета «Сириус»
В перспективе разработанный инструмент для мониторинга цифровой трансформации может быть использован для разработки диверсифицированной политики достижения цифровой зрелости в системе СПО, рассказал Иван Карлов. Среди задач на будущее — оценка региональных систем СПО с обследованием большего числа организаций, сопоставление результатов мониторинга с результатами работы организаций, а также взаимообогащение за счет партнерства с вузами и школами.
Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что проблематика исследования безусловно важна для системы образования, и призвал перейти к более четким формулировкам и показателям. Необходимо разграничивать понятия «цифровая трансформация», «цифровизация», «цифровая зрелость».
«Говоря о цифровой зрелости, нужно иметь в виду не деятельность организации, а то, насколько эффективно технологии работают на достижение ее результатов и как это можно доказать», — подчеркнул он.
По его мнению, вопросы для респондентов должны быть сформулированы более предметно и понятно, чтобы не было разночтений, а состояние дел в конкретном колледже четко определялось. Необходимо также выяснить, какие именно знания и цифровые навыки даются студентам (вероятнее всего, в основном базовые, несложные навыки работы с компьютером), что имеется в виду под «формированием цифровых компетенций» в той или иной учебной программе.
Игорь Агамирзян добавил, что стоит сформулировать предложения о том, чему именно необходимо научить будущих представителей цифровых профессий, это должно стать значимой частью исследования, добавил он.
Большинство образовательных организаций считают, что цифровая трансформация — это покупка компьютеров и подключение высокоскоростного интернета, но это не так, отметил генеральный директор Международной академии информационных технологий и колледжа IThub Михаил Сумбатян. Нужна более глубинная фиксация на эффективности цифровых процессов.