Из-за санкций и ажиотажного спроса в аптеках возник дефицит некоторых лекарств. Наиболее востребованные у населения медикаменты в значительной степени импортозамещены, а проблемы с логистикой решатся за два-три месяца, считает директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович.
Все зарубежные фармацевтические компании подтвердили свое намерение оставаться на российском рынке и обеспечивать лекарствами наших граждан, отметила Лариса Попович. По ее мнению, запасаться на будущее нет необходимости, разве что при наличии хронических заболеваний — тогда есть резон запастись на ближайшие два-три месяца, пока решаются проблемы, связанные с логистикой.
Лариса Попович подчеркнула, что с 2008 года в России довольно серьезно продвинулась программа по импортозамещению лекарственных препаратов. Если в 2008 году, когда она стартовала, лишь 15% медикаментов из перечня стратегически значимых выпускались отечественными компаниями, то сейчас их уже 80%. Полностью весь ассортимент не производит на своей территории ни одна страна мира, какая-то часть всегда экспортируется из-за рубежа.
«Фармацевтика — это глобальная отрасль. Мы не можем полностью заместить некоторые особенно сложные препараты, например для лечения орфанных заболеваний. Хотя и здесь у нас есть замечательные прорывы — например, мы успешно выпускаем свой аналог лекарства «Солирис», которое совсем недавно было самым дорогим препаратом в мире. Но есть медикаменты, которые изобретены в маленьких лабораториях и выпускаются ими в небольшом количестве. Обычно они занимают свою нишу, и больше никто в нее не идет», — пояснила эксперт.
Благодаря многолетним усилиям нашей фармпромышленности мы научились производить наиболее востребованные у основной доли населения препараты, подчеркнула Лариса Попович.
Кроме того, у нас очень серьезно реализована программа локализации производства. Многие зарубежные препараты, когда-то эксклюзивно производимые за рубежом, практически полностью стали выпускаться на российских мощностях. Произошел трансфер многих технологий, продолжаются совместные разработки.
Уже заметное число российских производителей изготавливает препараты для других стран, причем не только вакцины, в производстве которых Россия всегда занимала лидирующие позиции, но и сложные биотехнологические продукты.
Что касается цен, то здесь два основных фактора влияния — курс доллара и логистика, отметила она.
Цены на все препараты, которые относятся к перечню жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), регулируются государством, и это позволяло сдерживать неуправляемый рост цен даже в самые сложные годы. Для тех граждан, которые получают льготное лекарственное обеспечение, никаких проблем не должно возникнуть. Во-первых, закупки уже произведены на год вперед, во-вторых, все инфляционные издержки в любом случае возьмет на себя государство.
Стоимость лекарств может подняться в сегменте ритейла — из-за курсовой разницы, которая приведет к росту расходов на субстанции. Кроме того, необходимо будет решать проблемы логистики, особенно из недружественных стран. «Однако, как мне представляется, в течение ближайшего полугода логистические проблемы удастся решить, и этот фактор смягчится. А вот в какой степени отразится новый курс доллара на ценах, пока сказать сложно. Но увеличение производства аналогов может привести к смягчению и этого фактора за счет конкурентного давления рынка», — полагает эксперт.
Сейчас либерализуется законодательство, и уже разрешен так называемый параллельный импорт из некоторых стран, то есть можно будет закупать дефицитные препараты через Казахстан, Армению.
«Таким образом, нельзя говорить, что отечественная фарминдустрия не справится. Может быть, не сразу на 100%, но в конце концов мы адаптируемся», — подчеркнула Лариса Попович.
На фото: Лариса Попович, источник: medvestnik.ru