Дефицит инвестиционных инструментов заставил состоятельных людей развернуться в сторону вечных ценностей — не только золота, но и бриллиантов. До сих пор этот актив не был популярен на отечественном рынке с инвестиционной точки зрения. Правительство решило подогреть интерес льготами в налогообложении, что вызвало энтузиазм производителей алмазов, финансовых властей, банкиров, а со стороны инвесторов — ажиотажный спрос. HSE Daily собрало мнение чиновников, участников рынка и экспертов.
Продажи в рамках программы ALROSA Diamond Exclusive за 10 месяцев 2022 года в четыре раза превысили показатель аналогичного периода годом ранее. Как следует из ежегодного аналитического отчета компании «АЛРОСА», почти половина этой суммы — продажи за полтора месяца, прошедшие с момента вступления в силу закона об отмене НДС, прокомментировал в пояснительной записке к отчету директор по стратегии компании Дмитрий Амелькин. При этом потенциал дальнейшего роста существенно выше, учитывая, что рынок находится на стадии зарождения, добавил он.
Ценные бумаги, деривативы, инструменты доверительного управления, наконец, доллары и евро сегодня малодоступны для российских граждан. Новые возможности у инвесторов в отношении золота и бриллиантов появились после того, как с 1 марта был отменен НДС на драгоценные металлы для физлиц, с 1 октября нулевая ставка НДС распространена на покупку алмазов и бриллиантов, а продажа бриллиантов физлицам банками освобождена от налогообложения.
Как говорил в сентябре на Московском финансовом форуме заместитель министра финансов России Алексей Моисеев, привычное инвестирование в доллар и евро становится сейчас токсичным и опасным и многие люди хотят вложиться в какой-либо иной актив, имеющий «стабильное международное ценообразование, не связанное с внутристрановыми рисками». «Поэтому правительство поддержало два решения, которые расширили инвестиционную палитру, — инвестиции в золото и бриллианты, — сказал замминистра финансов РФ. — Надеюсь, что бриллианты скоро займут ту долю значительных инвестиций, которые до сих пор направлялись в доллары, евро и иные токсичные валюты».
Согласно ежегодным отчетам компании De Beers, больше всего бриллиантов в мире сегодня покупают в Китае, США и Индии. 34% участников опроса в Китае и 37% в США считают украшение с бриллиантом лучшим подарком. Американцы чаще всего дарят бриллианты женщинам, а китайцы покупают их себе, женщинам и детям.
«АЛРОСА» предлагает банкам два специализированных продукта, в первую очередь, как говорит Дмитрий Амелькин, для клиентов private banking. Помимо известных редких индивидуальных бриллиантов, рынок которых предполагает порог входа от 50 тысяч долларов, «разработан новый продукт, аналогов которому на рынке не было, — “бриллиантовые корзины” с опцией обратного выкупа». По его словам, стоимость бриллиантов рассчитывается на базе регулярно обновляемого агрегированного индекса, который отражает динамику цен на международном рынке. Частным инвесторам также будет доступна опция хранения приобретенных бриллиантов в «АЛРОСА» и возможность создания ювелирных украшений по индивидуальному заказу. Справедливости ради стоит оговориться, что с инвестиционной точки зрения бриллианты интересны прежде всего состоятельным клиентам.
Инвестиционными камнями считаются бриллианты от 1 карата с высокими характеристиками. Наиболее дорогостоящие — фантазийные цветные бриллианты с преобладанием оттенков голубого, розового, зеленого, фиолетового и красного. На них приходится лишь 1% мировой добычи сырьевых алмазов. И чем интенсивнее цвет, тем выше цена камня. Это объясняется тем, то обнаружение фантазийных цветных бриллиантов высокого качества на действующих рудниках — процесс трудоемкий, требующий больших временных затрат. Чтобы получить классический круглый бриллиант весом всего в 0,50 карата, нужно переработать 250 тонн руды.
Независимые эксперты настроены критично. Профессор, директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков говорит, что сегодня вложения в бриллианты ненадежны.
«Во-первых, потому, что бриллианты, как и любой товар, в частности как и золото, подвержены влиянию различных факторов, — поясняет он. — И цена на них может как расти, так и падать. Во-вторых, оценка бриллианта хоть и рыночная, но субъективная: один специалист может оценить его в одну цену, другой — в другую. И в этом плане вложения в бриллиант хуже, чем в золото. Хотя бы потому, что золото, если мы говорим о монетарном золоте, стандартизировано. Соответственно, ликвидность у бриллианта значительно ниже, чем у того же золота. Не говоря уже о каких-то ценных бумагах или просто о деньгах. Поэтому рассматривать бриллианты как вложения можно только в том случае, когда других вариантов у вас просто не остается».
У банкиров другое мнение. Так, руководитель дирекции Family Office Private Banking ВТБ Наталья Бирюкова в ходе финансового форума обращала внимание на то, что бриллианты уже являются инвестиционным инструментом. «Сейчас бриллианты можно совершенно четко назвать не только инструментом сохранения капитала, но и инструментом его приумножения», — добавила она. И в качестве подтверждения привела в пример значительный рост стоимости камней после кризиса 2008 года и даже кризиса 1987 года.
Крупнейшими алмазодобывающими компаниями являются De Beers, «АЛРОСА», Rio Tinto, Dominion Diamond и Petra Diamonds. На них приходится 70% всей мировой добычи алмазов. Бриллиантовая столица мира — Антверпен, там действуют 4 бриллиантовые биржи. Всего в мире 23 специализированные площадки. Ежегодно проводятся 4 крупнейшие выставки, где совершаются сделки по покупке/продаже бриллиантов.
«Перспектив особых не вижу, — говорит руководитель департамента финансов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Юрий Ичкитидзе. — В 2022 году на Московской бирже предложили к торговле золотые контракты (не фьючерсы), и они полностью покрывают потребность инвестора в инструментах хеджирования инфляционных рисков. Доступность бриллиантов с точки зрения инвестиций зависит от инфраструктуры, организованной биржей».
Что принесет покупка бриллианта инвестору, пока неизвестно, считает Василий Солодков: «Бриллиант — это не инвестиционный товар. Для примера можно посмотреть на золото. Мы видим, что наибольшая цена на него была зафиксирована в 1977 году. Это был пик цены. Если бы вы тогда купили золото с целью инвестировать, сейчас бы ходили без штанов».
Производители оценивают перспективы с другой точки зрения. Выступая на финансовом форуме, Дмитрий Амелькин сказал, что бриллианты — ресурс невозобновляемый, по этой причине предложение актива будет снижаться, а повышенный спрос обеспечит стабильный рост цен. «Вместе с тем очень важно, что исторически цены на бриллианты были намного менее волатильными, чем инвестиции в другие финансовые инструменты. Поэтому мы считаем, что этот инструмент довольно стабильный, обеспечивающий прежде всего управление валютным риском», — сказал он.
Как напоминают специалисты компании De Beers Group, за последние 30 лет не было открыто новых крупных месторождений алмазов, а действующие постепенно исчерпывают свои ресурсы. По прогнозам IDEX Corporation и Kimberley Process, до 2024 года из-за старения месторождений алмазов и перехода к добыче камней в труднодоступных залежах предложение будет расти всего на 1,5–2%, в то время как спрос — на 2–4%. И пока не откроются новые рудники, прогнозируют эксперты, добыча алмазов будет снижаться в течение последующих 30 лет. Такие перспективы убеждают инвесторов и коллекционеров в том, что актив, в который они инвестируют, будет расти в цене.