Последние инновации на рынке среднего профессионального образования направлены на увеличение количества практических занятий. Это необходимо, чтобы обучение соответствовало требованиям рынка труда и выпускники не испытывали проблем с дальнейшим трудоустройством. Но процесс модернизации идет сложно. Об этом говорится в исследовании «Практико-ориентированное обучение в среднем профессиональном образовании», вышедшем в бюллетене «Мониторинг экономики образования».
Авторы исследования — младший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Ольга Романова и научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Павел Травкин. Они отмечают, что ключевые элементы модернизации системы среднего профессионального образования (СПО) для увеличения практикоориентированности образовательного процесса — демонстрационный экзамен и дуальное образование.
Демонстрационный экзамен начали внедрять в образовательных организациях в 2017 году. Это форма оценки компетенций студентов и выпускников среднего профессионального образования, при которой они решают профессиональные задачи в реальных производственных условиях. По итогам экзамена формируется электронный паспорт компетенций — Skills Passport, который доступен работодателям в режиме онлайн.
К концу 2024 года не менее 15% обучающихся в системе СПО по итогам демонстрационного экзамена должны будут наглядно показать уровень компетенций, соответствующий национальным и международным стандартам. Такая цель поставлена в федеральном проекте «Молодые профессионалы».
К 2020 году инновацию так или иначе применяли 41% всех организаций СПО, а общее число участников программы превысило 66 тысяч человек. Однако, как показали опросы, на сегодняшний день не все студенты знают, что такое демонстрационный экзамен. Зачастую им неизвестен и формат их будущей итоговой аттестации: около 10% учащихся выпускных курсов не знают, как будет проведена ГИА.
Опыт подготовки к демонстрационному экзамену имеют только 54% обучающихся, а 46% его не получили. При этом подготовка чаще всего носит теоретический характер: преподаватели рассказывают студентам об особенностях проведения экзамена и типах заданий. Чаще остальных практические навыки приобретали студенты программ «Искусство и культура» (46,7%), «Образование и педагогические науки» (45,1%), «Здравоохранение и медицинские науки» (44,3%), а также «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» (26%).
Как правило, подготовка к демонстрационному экзамену осуществляется на базе профессиональных образовательных организаций. Однако из-за плохой материально-технической базы колледжей и техникумов решение практических заданий затруднено. Около 15% студентов прошли подготовку на предприятиях, 13% — в ресурсных и специализированных центрах компетенций, где таких возможностей больше.
Повысить шансы студентов на успешную сдачу экзамена могло бы участие в профессиональных олимпиадах и чемпионатах WorldSkills Russia. Но этот ресурс используется ограниченно: 59,3% обучающихся в подобных мероприятиях не участвовали, а 14% вообще не знали о них.
Препятствием становится и недостаточная подготовка самих педагогов. Только 58% мастеров производственного обучения и 41% преподавателей получили сертификат эксперта демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.
Внедрение новой формы аттестации оказало влияние на весь образовательный процесс и повлекло за собой существенную переработку программ обучения. Более 41% студентов рассказали об увеличении числа практических задач, а около 36% отметили, что им стало интереснее ходить на занятия. Свыше половины педагогов полагают, что демонстрационный экзамен будет способствовать повышению трудоустройства выпускников. Вместе с тем многие сомневаются, что в этом поможет Skills Passport.
Что касается студентов, то значительная часть все еще настороженно относится к новому формату аттестации.
При предоставлении выбора 44,4% учащихся предпочли бы сдачу традиционного экзамена, и только 24% ответили, что выбрали бы демонстрационный экзамен.
Дуальное образование подразумевает, что студенты осваивают теорию в учебных заведениях, а практику — на базе предприятий. При этом предполагается заключение учебного договора с предприятием и обязательное использование института наставничества. Пилотный проект по внедрению дуального образования был запущен в 2014 году Агентством стратегических инициатив в десяти регионах, через год к программе присоединились еще три региона. В 2016-м независимый аудит реализации проекта АСИ засвидетельствовал его эффективность. Но в 2020 году осведомленность о дуальной модели остается низкой даже среди педагогических работников. За исключением Центрального федерального округа, менее половины опрошенных преподавателей и мастеров производственного обучения знают о такой форме профессиональной подготовки. Технологию использовали лишь 7,3% образовательных организаций.
При этом методические рекомендации часто не соблюдаются. Так, регулярные практические занятия, включая работу с наставниками, проходили меньше чем у половины (48,9%) студентов, участвующих в программе. Выплачивают стипендии ученикам только в половине случаев (50,6%). 19% учащихся сообщили, что с ними не заключали договор. Около 16% студентов рассказали об отсутствии наставников, но даже у тех, у кого они были, общение часто носило формальный характер.
Около трети студентов сообщили, что время их пребывания на предприятиях заняло менее 30% совокупного, а для 12% этот период недотягивал и до 10%. Это характерно скорее для обычных программ среднего профессионального образования, включающих прохождение производственных практик.
В целом студентам понравилась такая форма обучения. Около двух третей рассказали, что она привлекает их возможностью не только учиться, но и зарабатывать, а около 66% — возможностью получать больше практических навыков. При этом около 48% преподавателей отметили снижение интереса студентов к изучению теоретических дисциплин.
Любопытные результаты показали опросы, касающиеся удовлетворенности студентов, обучающихся по практико-ориентированным формам, качеством своего образования. В целом около 89% заявили, что довольны обучением. При этом платники удовлетворены гораздо меньше, чем бюджетники. Кроме того, чем выше курс обучения, тем больше вероятность негативного восприятия: критическая оценка приобретенных компетенций усиливается по мере приближения времени выхода на рынок труда. Среди выпускников высоко оценивают полученное образование около 40%, еще 45% сообщили, что его качество их «скорее удовлетворяет».
«В системе среднего профессионального образования недостаточно формируются общие компетенции. Необходимы планомерная модернизация педагогических практик, способствующих этому процессу, а также регулярный мониторинг полученных результатов», — заключают авторы исследования.
Фото: iStock