Современный человек проводит часы в игровых приложениях, а индустрия игр растет как на дрожжах. Геймификация становится эффективным инструментом повышения вовлеченности работников и клиентов, доверия и лояльности к брендам. На рынке труда появилась новая, крайне дефицитная профессия — геймификатор, представители которой внедряют игровые технологии в любые, даже самые серьезные процессы. Где искать таких специалистов? В этом вопросе разбирались в ходе сессии «Технологии геймификации: как применение игровых методик повышает эффективность целых отраслей экономики?» Восточного экономического форума. В ее работе принял участие заместитель проректора ВШЭ Илья Яськов.
Геймдев — это огромный рынок, который превышает суммарный объем рынков музыки, моды и фильмов, отметил модератор сессии, первый заместитель директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов. В 2021-м мировой рынок видеоигр достиг 180 млрд долларов. Рост индустрии продолжается, в том числе за счет новейших разработок: по оценкам экспертов, в ближайшее время он будет превышать 27% в год.
Алексей Агафонов, фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс
Вместе с тем это огромный рынок труда. Специально для тех, кто хочет работать в этой сфере, АНО «Россия — страна возможностей» в прошлом году запустила проект «Начни игру». В первом сезоне к нему присоединилось более 80 тысяч человек.
Организаторы рассматривают его не только как конкурс, но и как образовательный проект, в котором можно научиться чему-то новому и повысить свою квалификацию, подчеркнул Алексей Агафонов. Во втором сезоне проекта появилась новая и очень дефицитная сейчас профессия — геймификатор.
По мнению руководителя проекта «Начни игру» президентской платформы Марьям Карповой, «одна из главных причин эффективности геймификации — проявление естественной потребности в достижении успеха». Она отметила, что на платформе «Начни игру» используются призы, награды, внутренняя валюта, за которую можно приобрести подарки в магазине поощрений. «Этот элемент соревнования и внутренней мотивации заряжает участников проекта энергией и стимулирует к дальнейшему развитию. Главная задача, которую решает геймификация платформы проекта, — участники преодолевают страх неудачи и барьер сложности игровых профессий», — сказала она.
По статистике, в игры играют 99% современных людей, но признаются в этом значительно меньше, рассказал директор Института математики и компьютерных технологий Дальневосточного федерального университета Григорий Алексанин.
Григорий Алексанин, фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс
«Рынок сверхконкурентный, и работать в нем по наитию нельзя. Игры строятся с помощью большой, сложной математической модели стимулов, влияющих на психологию игрока, которые определяются с помощью анализа больших данных», — пояснил он.
Так, важно с первых минут заинтересовать игрока, удержать его в игре и замотивировать вернуться, вовремя давать поощрения, но не позволять пресыщаться ими, чтобы игрок не утратил интерес. В этом же заинтересованы образовательные организации и любой работодатель.
Аналогичные задачи — как можно дольше удержать эмоциональный отклик — ставят перед собой режиссеры, а также политики, выступающие публично. Практически в любой сфере работают те же принципы, что и в игре. Поэтому лучшие специалисты по мотивации находятся в геймдеве.
Фарида Гафарова, фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс
Заместитель исполнительного директора компании «Профилум» Фарида Гафарова рассказала, как компания применяет принципы геймификации в профориентации школьников. На курсе карьерной грамотности дети узнают о рынке труда, многообразии профессий и навыков. В настоящее время создается продукт для системы СПО и студентов вузов. В перспективе планируется разработать курс и для взрослых, обращающихся в центры занятости.
«Сейчас время, когда нужно быстро адаптироваться на рынке труда и зачастую создавать себя заново, поэтому мы уверены, что такой продукт будет очень востребован», — считает она.
Генеральный директор компании «Леста Геймс Москва» Полина Ронжина рассказала об образовательной функции в играх «Мир кораблей» и «Мир танков», разработчики которых прорабатывают технику в деталях с высокой фактологической достоверностью, которую затем оценивают игроки.
Полина Ронжина, фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс
«Игры много чему учат и вовлекаются во многие сферы жизни и предметные области. Даже если в скучные бюрократические процессы добавлять элементы геймификации, пользователи становятся гораздо лояльнее», — отметила она.
Принципы геймификации помогают добавлять привлекательности техническим профессиям и специальностям, рассказал президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев.
«Система образования консервативна, и технологии геймификации недооценены как инструмент вовлечения, позиционирования тематик, обучения новым навыкам. Это приводит к разрыву: мир школы и мир игр совершенно разные, и неизвестно, какой окажет большее влияние на подрастающее поколение. Наша задача — научиться через язык игр доносить серьезные смыслы», — подчеркнул эксперт.
Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит отметил, что геймификация напрямую привязана к технологиям, а конкурентность технологий очень высока. При этом нужны тонкая настройка и глубокая аналитика, невозможно создать решение, которое подойдет всем.
Дмитрий Смит, фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс
«Геймификация — очень эффективный инструмент, но не панацея. Инструмент переоценен с точки зрения эффективности и недооценен с точки зрения сложности. К его подготовке нужно подходить более системно, изучать и постоянно совершенствовать», — убежден он.
Не получится просто перенять чужой опыт и применять его в своей компании. Например, на китайских маркетплейсах некоторое время назад был бум видеоотзывов за баллы, который дал существенный рост продаж. Однако на Западе и в России это работает очень слабо.
Между тем «геймификация не просто идет в ногу с технологиями, но опережает их: чтобы эффективно использовать этот инструмент, нужно взращивать специалистов высокой квалификации», уверен Дмитрий Смит.
Илья Яськов, фото: Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс
В НИУ ВШЭ обучают специалистов по геймдеву, причем не только программистов, но и гейм-дизайнеров, рассказал заместитель проректора университета Илья Яськов. Многие преподаватели Вышки входят в различные профильные объединения и ассоциации в этой сфере. Например, участвуют в реализации инициативы по внедрению элементов киберспорта в образовательный процесс, которая проходит по линии Минцифры.
Раньше разработкой игр занимались люди без профильного образования, просто «креаклы» — представители креативного класса, отметил Илья Яськов. Например, толкиенисты в определенный момент поняли, что могут организовывать игры не только для себя, но и для других, — так появились популярные сейчас настолки. Многие из этих людей затем перешли в разработку компьютерных игр.
Также отличными геймификаторами становятся психологи, в новый статус могут перейти и программисты с опытом создания игр. Таким образом, профессии геймификатора необязательно обучаться с нуля, достаточно применить и адаптировать свой предыдущий опыт, чтобы попасть в эту востребованную на рынке труда специальность.
«Люди ощущают себя более счастливыми, когда они постоянно в чем-то развиваются, в том числе в играх», — резюмировал модератор сессии Алексей Агафонов.