Российский средний класс сталкивается с новыми вызовами: из-за возникших ограничений и роста цен люди вынуждены менять потребительские предпочтения, откладывать дорогостоящие покупки, они испытывают тревогу. Однако, как показывает практика, эта часть общества обладает внутренним ресурсом, умеет преодолевать препятствия. Об этом говорили на очередном семинаре серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ. Заведующая Центром анализа доходов и уровня жизни Алина Пишняк и младший научный сотрудник центра Елена Назарбаева представили исследование «Бедный средний класс: старая тема — новые вызовы».
Название исследования не следует понимать однозначно, пояснила Алина Пишняк. «С одной стороны, средний класс бедный, потому что все постоянно про него говорят и предъявляют различные ожидания. Он как новый Бэтмен: все ждут, когда же наконец прилетит и всех спасет. С другой стороны, мало кто его видел. Вместе с тем мы также имели в виду и прямое значение слова “бедный”», — сказала она.
Средний класс в России — объект множества масштабных исследований. Он традиционно воспринимается как открытый к инновациям ключевой потребитель товаров и услуг, источник политической стабильности. Именно этому слою населения принято приписывать высокий уровень человеческого капитала и подчеркивать его значимый вклад в экономический рост.
Долгое время российские исследователи задавались вопросом о том, как идентифицировать средний класс. Однако в последние годы фокус исследований сместился в сторону угроз для его стабильности, подчеркнула Елена Назарбаева.
В частности, исследователи отмечали тенденции, связанные с сокращением численности среднего класса, ухудшением его положения из-за изменений на рынке труда, роста цен, увеличения налоговой нагрузки и снижения доступности общественных благ. Пандемия усилила эти риски, добавив к ним более резкое падение доходов, рост безработицы и высокие затраты на медицину.
Исследователи поставили цель определить, сталкиваются ли представители среднего класса в России с риском бедности. Использовались данные из репрезентативной выборки РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2014–2020 годы. Для идентификации представителя этой страты использовали такие критерии, как доход, образование и профессиональный статус индивида. Если половину взрослых членов семьи относили к среднему классу, то таковым признавали и само домохозяйство.
Как показало исследование, за период с 2014 по 2020 год в составе среднего класса произошли заметные изменения. Так, около половины представителей покинули его ряды. Это подтверждает тезис об относительно нестабильном положении среднего класса.
Более половины представителей этого класса не являются бедными. Однако 4% домохозяйств так или иначе столкнулись с проблемой недостатка средств. Среди них есть и такие, представители которых получили высшее образование и имеют соответствующий профессиональный статус, но все же живут за чертой бедности. Их доля невелика, она почти в два раза ниже, чем среди домохозяйств в целом.
Количественных оценок изменений в положении среднего класса на 2022 год пока недостаточно. Чтобы получить представление о том, как он сегодня живет, исследователи провели серию дискуссий. За лето 2022 года в четырех городах России — Москве, Воронеже, Ярославле и Екатеринбурге — было проведено 10 фокус-групп: восемь со взрослыми, имеющими высшее образование и доход средний и выше среднего, две — с представителями интеллектуальных профессий.
Участники фокус-групп рассказали, что находятся в ситуации неопределенности и ощущают тревогу, но ее уровень снизился по сравнению с весной. При этом они все же жалуются на рост цен и снижение ассортимента. Особенно чувствительны проблемы с медицинскими товарами и услугами.
Изменения в доходах опрошенные оценили по-разному: кто-то отметил негативные, а кто-то — даже позитивные тренды. Многие заявили о необходимости скорректировать свои планы и отложить дорогостоящие покупки. Это также свидетельствует о некоторой дестабилизации положения среднего класса, отметила Елена Назарбаева.
«В 2020 году многие исследователи акцентировали внимание на ослаблении позиции среднего класса. Ему предрекали большие проблемы, в том числе снижение численности и бедность. Однако настолько кардинальных изменений и серьезных проблем, как прогнозировалось, мы не видим. Поэтому можем надеяться, что ему снова удастся преодолеть в значительной степени все возникающие проблемы», — подытожила она.