Этика помогает сформировать взгляды работников юридической профессии, направляя их на соблюдение нравственных норм, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации. Особенно эта задача становится актуальной в новое время, когда курс на гуманизацию проходит параллельно усилению роли госслужащих, прокуроров, судей, нотариусов и адвокатов. Но если их задачи зачастую отличаются, возникает вопрос: должна ли быть этика единой? Ответ на него искали эксперты на круглом столе «Юридическая этика нового времени», прошедшем в НИУ ВШЭ.
Мероприятие было организовано базовой кафедрой адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» факультета права НИУ ВШЭ.
Профессиональная этика — основополагающее в профессии юриста, она носит прикладной характер, подчеркнула заместитель декана по организации ознакомительной и производственной практики и внеаудиторной работе, доцент факультета права НИУ ВШЭ Юлия Ерохина. Сегодня практический опыт особенно нуждается в научной рефлексии, поэтому на круглом столе собрались не только практики, но и научные сотрудники, преподаватели, и общая работа призвана принести сообществу качественный симбиоз.
«Этика заключается в том, чтобы уклоняться от объятий, или в том, чтобы обниматься правильно?» — задала вопрос собравшимся модератор круглого стола, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, старший преподаватель факультета права НИУ ВШЭ Елена Авакян. По ее словам, зачастую этика воспринимается как возведение заборов между различными представителями профессии, но на самом деле суть в том, чтобы четко понимать, когда, с кем и почему ты можешь или не можешь обниматься.
Елена Авакян, фото: Михаил Ретуев / Высшая школа экономики
Не нужно путать этику и мораль, отметила доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ Гаинэ Давидян. Этика — это стандарты поведения, а не понимание о добре и зле. Что касается кодекса этики юриста, то его нет, так как нет единой профессии юриста. Есть адвокат, нотариус, судья, следователь.
«Этика — это та основа, которая должна объединить наши профессии. Сейчас у каждого маленького сообщества свои правила, а правила поведения юриста должны быть одинаковы для всех нас», — считает она.
При этом есть ситуации, когда профессия должна взять верх над базовыми правами, например свободой слова. Иначе адвокат перестанет соблюдать адвокатскую тайну, нотариус начнет давать консультации, только когда у него будет на это желание. Более того, этика должна быть единой для любого времени суток, дня недели и ситуации.
Этика должна быть едина для всех юридических специальностей, полагает первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ и Адвокатской палаты Московской области Михаил Толчеев.
«Без обвинителя и защитника суд не будет актом правосудия. У каждой из трех сторон есть свои задачи, но в целом все эти механизмы, даже адвокатура, созданы не с целью того, чтобы правонарушители избегали наказания, а для того, чтобы торжествовал закон. У обвинения, защиты и суда единственная цель, просто мы движемся к ней разными путями», — убежден он.
По его мнению, этика закреплена у человека на генном уровне, так как в древние времена дала обществу эволюционное преимущество. Те племена, в которых стариков не выгоняли умирать на мороз, а позволяли им стать источником жизненного опыта для молодых поколений, лучше выживали и развивались.
В практической деятельности юриста вопрос соотношения права и этики возникает не так часто, считает заведующий базовой кафедрой адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» НИУ ВШЭ Денис Архипов. В основном этот вопрос связан именно с профессиональной этикой адвоката.
Денис Архипов, фото: Михаил Ретуев / Высшая школа экономики
«По большому счету, право берет свои корни в этике, представлениях о том, что хорошо и что плохо, что справедливо и что нет. Нормотворчество обычно догоняет прогресс. То есть право стремится урегулировать те отношения, которые постоянно меняются и развиваются. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда общественные отношения уже сформировались, а право еще не подоспело. И быть может, именно здесь место для этики, которая, формируясь, регулирует общественные отношения, и именно из нее вырастают те или иные нормы права», — считает он.
Член правления Московской городской нотариальной палаты Александр Сагин рассказал о создании Кодекса этики нотариуса РФ. По его словам, документ рождался в больших спорах, так как содержит довольно строгие правила, по которым нотариус должен действовать в служебное и внеслужебное время. Одним из главных спорных вопросов стало поведение во внеслужебное время: многие посчитали, что кодекс ограничивает их права и свободы. До сих пор идут споры о том, какие именно поступки подрывают престиж и уважение к профессии.
Кодекс установил систему ответственности за проступки, установил специальную процедуру привлечения провинившегося к ответственности и правила рассмотрения таких ситуаций. На каждом этапе нотариус может выступать в свою защиту, а если он все же будет привлечен к дисциплинарной ответственности — опротестовать решение в суде. Такая практика уже есть. Более того, один из нотариусов обжаловал в Верховном суде сам кодекс. ВС признал документ законным, не нашел в нем нарушений базовых прав и свобод человека и разъяснил, как нормы должны применяться на практике.
Доклад управляющего директора Центра регулирования ИИ ПАО «Сбербанк» (Центр компетенций «Искусственный интеллект») Андрея Незнамова касался этики в сфере искусственного интеллекта. По его словам, понимание, как регулировать технологии, до сих пор не сформировалось, и зачастую в этой сфере этические нормы выполняют роль нормативных актов. Так происходит практически во всех странах мира, которые развивают высокие технологии.
«Россия — одна из первых стран, которая сформировала полноценную этическую рамку технологий искусственного интеллекта. На заседании ЮНЕСКО по этому вопросу, где обсуждалась глобальная конвенция, всего лишь две страны — Россия и Китай — заявили о том, что будут развивать собственную национальную политику в этой сфере», — рассказал он.
В итоге в прошлом году в России был принят Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который на сегодняшний день объединяет порядка четырех десятков разработчиков. Сейчас количество подписантов активно увеличивается. Рано или поздно этические правила выльются в какое-то юридическое регулирование, полагает эксперт.
Юридическая этика начинается с того, что каждый из нас начинает уважать себя в профессии, какой бы она ни была, резюмировала Елена Авакян.
«Этика — не закон, этика — не лекарство, этика — это тот градусник, который определяет состояние профессии, и если она есть и соблюдается, то с нормальной температурой у нас есть шанс сохраниться в профессии в том виде, в котором мы будем устраивать и общество, и себя», — подчеркнула она.
Фото: iStock