Рынок цифровых образовательных продуктов растет взрывными темпами. По итогам прошлого года суммарная выручка от их продажи выросла на 32%. Но чем больше таких онлайн-программ, тем острее ощущается необходимость инструмента, способного объективно оценить их качество. Об этом шла речь на круглом столе с участием представителей крупнейших компаний рынка EdTech.
Круглый стол «Разработка инструмента оценки качества цифровых продуктов для непрерывного образования взрослых» состоялся в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет-2030»).
Доказательный отбор EdTech-продуктов до сих пор остается серьезной проблемой, подчеркнул ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Разработка инструмента оценки качества цифровых продуктов для непрерывного образования взрослых» Кирилл Савицкий.
«К сожалению, большая часть информации, которую дают провайдеры о своих продуктах на открытый рынок, не является доказательной и содержит в первую очередь маркетинговую информацию, что создает определенные риски и проблемы на рынке образования. Это снижает доверие в целом к отрасли и мешает взаимодействию с регулятором», — пояснил он.
Над созданием объективной оценки качества образовательных продуктов активно работают крупнейшие EdTech-компании, рассказал эксперт. Так, эта тема принята в качестве одного из магистральных направлений работы Ассоциации цифровых инноваций в образовании (РАЦИО).
Собственную модель инструмента оценки разрабатывают и ученые Института образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Разработка инструмента оценки качества цифровых продуктов для непрерывного образования взрослых».
«Нам кажется важным принять такую рамку оценивания, которая бы позиционировала образовательные онлайн-продукты как некое общее благо, а с другой стороны — как некий коммерческий продукт. Таким образом, рынок образовательных онлайн-продуктов нуждается в устойчивой системе институтов, которые могли бы и реализовывать социальные экономические ценности, и способствовать повышению ценности для общества», — рассказала доцент Института образования НИУ ВШЭ Наталья Кармаева.
В рамках работы над созданием модели ученые проанализировали мировой опыт в этой сфере, в том числе труды Института ЮНЕСКО по обучению в течение всей жизни. В результате были выделены следующие главные аспекты качества онлайн-продукта:
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
Общая оценка качества EdTech-продукта должна складываться из оценки его составляющих, каждая из которых может быть оценена по ряду собственных критериев. Например, процесс обучения оценивается по доступности и инклюзивности, а оценка результатов обучения складывается из оценки образовательных результатов, удовлетворенности студентов и динамики их карьерной траектории. Также необходимо учитывать поддержку реализации (поддержка преподавания, студентов, техподдержка и т.п.), условия и достаточность ресурсов, рыночную ценность.
фото: Высшая школа экономики
После создания многокомпонентной модели оценки будет проведена ее апробация совместно с компанией Skillbox. Инструмент планируется протестировать на трех образовательных продуктах, рассказала начальник методического отдела Skillbox Марина Харахордина.
Продакт-менеджер программ высшего образования «Яндекс Практикума» Лина Алексюнайте рассказала об опыте компании по оценке качества цифровых образовательных продуктов. Был разработан LX-index — инструмент для измерения впечатления студентов от обучения. Главная задача оценки — замер удовлетворенности пользователей. B LX-index есть шесть базовых групп: организованность, практическая ценность, оптимальная сложность, интерес, отсутствие раздражителей и теплота (насколько студент чувствует заботу о себе на протяжении всего учебного процесса).
Руководитель Центра аналитики онлайн-проектов Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Игорь Асонов рассказал о задачах Вышки Онлайн по обеспечению качества цифровых образовательных продуктов. По его словам, оценка должна соответствовать трем основным критериям. Первый — универсальность: с помощью модели должно быть возможно оценить все программы, которые присутствуют на рынке, несмотря на их различие. Во-вторых, она должна быть легкой в использовании: если потребуется много человеко-часов, чтобы оценить программу, модель просто не будут применять. И в-третьих, объективность и открытость инструмента оценки.
«Я вижу главным приоритетом в такой модели, чтобы она была нужна пользователям — абитуриентам, которые смогли бы программы сравнивать и полагаться на оценку. При этом они должны видеть, что это не какая-то наша история, как мы сами себя оценили, а если любая независимая организация возьмет эту модель и по этим же самым критериям оценит программу, то получит такой же достоверный результат», — пояснил он.
Кроме того, Игорь Асонов обратил внимание на необходимость создания независимого сервиса по сертификации навыков выпускников. «Мы проверяем качество навыков дипломом, но ведь мы в какой-то степени сами себе диплом выдаем. Конечно, мы не заинтересованы в том, чтобы выдавать диплом студентам, которые не получили определенный уровень знаний, но было бы намного честнее, чтобы оценивание знаний и обучения проводилось разными людьми, разными институциями, и в этом была бы независимость. Я хотел бы на эту тему тоже подискутировать», — предложил он.
Следует разделять образовательные сегменты и для каждого применять собственные критерии оценки, отметил заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов.
«Если мы говорим об образовательных программах для удовольствия, тогда применимы критерии, связанные с удовлетворенностью. Но как только мы переходим в формат дополнительного профессионального образования, критерием становится независимая оценка качества тех навыков, которые люди получили», — пояснил он.
Например, критерием оценки программ ДПО может стать зарплатный метод, когда оценивается прибавка к зарплате после прохождения курса. Когда речь идет о профессиональном образовании, ключевым критерием является результативность на рынке труда, подчеркнул замдиректора Института образования.
Высшая школа экономики и образовательная платформа Skillbox запустили работу над первой в России многокомпонентной моделью оценки качества цифровых образовательных продуктов. Цель стратегического проекта — сформировать стандарт качества онлайн-курсов для российской EdTech-индустрии. На Московском международном салоне образования (ММСО-2024) был презентован первый этап проекта — исследование существующих практик и подходов к оценке образовательных продуктов. Модель планируется разработать до конца 2024 года. Подробности тут.