В условиях беспрецедентных санкций и ухода из России западных компаний правительство реализовало большой комплекс антикризисных мер. О том, как параллельный импорт и корректировка тарифообразования помогли стабилизировать ситуацию в экономике, а также почему снизилось число жалоб от участников государственных тендеров, HSE Daily рассказал Олег Москвитин, и.о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры».
Параллельный импорт — это процесс, при котором независимые импортеры ввозят в страну оригинальные зарубежные товары, не получая согласия правообладателя (производителей этих товаров и их дистрибьюторов). Что важно: при параллельном импорте ввозится именно оригинальная, а не поддельная продукция, которая была приобретена поставщиком в третьих странах на законных основаниях (так называемый международный принцип исчерпания прав). Соответственно, никакого пиратства или контрабанды наша страна при этом не допускает и не поддерживает.
До введения параллельного импорта ввезенный таким образом, без согласия владельца бренда (обычно — крупнейших корпораций мира), товар признавался незаконным или находящимся в серой зоне. Это вызывало немало разбирательств с участием ФАС России и судов.
Когда некоторые известные бренды решили прекратить работу в России, встал вопрос об обеспеченности граждан и бизнеса рядом привычных и необходимых товарных позиций. Кроме того, необходимо было решить ситуацию с ростом цен, несоразмерным реальной ценности товаров. Соответственно, решение правительства разрешить параллельный импорт стало решением, принятым в национальных интересах.
Параллельный импорт в любой стране позволяет насытить рынок товарами, снизить цены и противодействовать монополистам. Такая практика действует, например, в тех же США, Японии и Швейцарии. Теперь, после разрешения правительством в 2022 году параллельного импорта, важно наладить логистику поставок этих товаров и организовать их качественное сервисное (гарантийное) обслуживание. Для этого уже многое сделано и делается.
Первоначально под разрешенный параллельный импорт подпали 56 позиций, включая бытовую технику, фото- и кинооборудование, медицинские инструменты, одежду и обувь, автомобили, автозапчасти. Для того чтобы соответствующая категория товаров оказалась под новым регулированием, она должна быть внесена в утверждаемый Минпромторгом перечень. Если товар указан в этом перечне, то сложностей не должно возникать, товар будет спокойно продаваться в России.
По данным Федеральной таможенной службы России, с момента легализации параллельного импорта стоимость ввезенных на территорию Российской Федерации товаров из перечня Минпромторга составила более 17 млрд долларов. Кроме того, от ряда маркетплейсов поступает информация о том, что по позициям, где широко распространен параллельный импорт (в категориях «одежда», «обувь»), объем реализации товаров удалось не только вернуть на уровень 2021 года — он существенно увеличился. Одновременно в этих категориях наблюдается и снижение средней цены товара.
Будем надеяться, что в дальнейшем в национальных же интересах правительство значительно расширит перечень подпадающих под разрешенный параллельный импорт товаров или мы вообще полностью перейдем на международный принцип исчерпания прав по всем товарам. В таком случае мы не только сохраним доступ к пока не получившим замены в рамках импортозамещения иностранным товарам, но и сохраним конкуренцию между отечественными и иностранными товаропроизводителями, создадим серьезный стимул для развития, совершенствования качества и снижения цен российскими компаниями.
Фото: iStock
Еще одна мера конкурентной политики, на которую нельзя не обратить внимания, находится в сфере тарифообразования. Сразу ряд ключевых отраслей получили существенную поддержку от правительства. Речь о предприятиях сфер электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), к которым в 2023 и 2024 годах не будут применяться тарифные последствия за неисполнение инвестиционных программ.
При невыполнении инвестпрограмм компании получат возможность сэкономить невыбранные средства для текущего финансирования производственных объектов без уменьшения их тарифной выручки на последующие периоды.
Например, применительно к ТКО соответствующее постановление 13 декабря подписал председатель правительства Михаил Мишустин, эта необходимая мера стала последовательным продолжением государственной тарифной политики, которую реализовывали правительство и ФАС России в течение 2022 года. В марте — апреле аналогичные меры были введены в отношении электросетевого комплекса и сферы ЖКХ (предприятий теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения).
Почему это важно? Непотраченные на инвестиционные проекты заложенные для этой цели в тарифы средства (средства необходимой валовой выручки, НВВ) исключаются из НВВ, из тарифов следующего периода. Между тем в настоящее время инвестиционные программы могут оказаться невыполнимыми по объективным причинам — например, из-за сложностей с поставками импортного оборудования.
Согласно принятому постановлению, средства, не потраченные на инвестпрограммы в сфере ТКО (как и в случае с энергетикой и водоснабжением), не станут причиной уменьшения тарифной выручки нового периода, предприятия могут их направить на ремонт своих объектов и техники, закупку топлива, то есть на выполнение производственной программы. Это обеспечит стабильность работы компаний сферы энергетики и ЖКХ, потребители и предприятия получат качественные коммунальные услуги и надежное снабжение электроэнергией.
Важной составной частью конкурентной политики является регулирование государственных закупок. В 2021 году при непосредственном участии правительства были приняты оптимизационные поправки и в законодательство в этой сфере, они существенно изменили многие правила размещения государственного заказа и участия в тендерах. Стоит отметить, что с изменением законодательства стало уменьшаться число жалоб участников торгов: например, за 10 месяцев 2022 года оно снизилось на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Одновременно растет число жалоб, удовлетворенных контрольным органом: в 2022 году признаны обоснованными 49% жалоб по сравнению с 39% в 2021-м. Соответственно, можно говорить о росте квалификации участников госторгов и, надеемся, о некотором снижении числа нарушений со стороны заказчиков и иных лиц.