Программа льготного кредитования, утвержденная в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», позволит поддержать развитие новых туристических проектов в 55 регионах России.
По данным Минэкономразвития, в стране появятся более 160 новых крупных гостиниц, 10 аквапарков, девять проектов по созданию инфраструктуры горнолыжных комплексов и три круглогодичных парка развлечений.
Так, лимит программы по номерному фонду увеличен с 48 до 59 тыс. номеров. В их число войдут 110 гостиничных проектов категории 3–4 звезды с номерным фондом 27 тыс. номеров и 57 проектов категории 5 звезд на 11 тыс. номеров.
Кроме того, повышен лимит в части посещаемости горнолыжных курортов и аквапарков — с 10 до 23 млн человек в год. Речь идет о канатных дорогах и подъемниках на девяти горнолыжных курортах: в Карачаево-Черкесии, на Камчатке, в Пермском, Краснодарском, Алтайском краях, Челябинской области и на Ямале.
Проекты по созданию аквапарков будут реализованы в Москве, Московской, Ленинградской, Владимирской, Челябинской, Ульяновской, Тамбовской областях, Краснодарском и Пермском краях, а также в Татарстане.
Кроме того, льготные кредиты получат круглогодичные парки развлечений в Москве, Ленинградской области и Республике Алтай.
Программа льготного кредитования, предусмотренная в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», является значимым инструментом поддержки, позволяющим снизить стоимость кредитного финансирования, отмечает заместитель директора Института развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Ольга Вапнярская.
Вместе с тем программа реализуется для поддержки крупных отелей, при этом средние и малые гостиницы также нуждаются в заемных ресурсах, а их стоимость и доступность зачастую крайне высоки. Поэтому было бы полезно предусмотреть аналогичные инструменты для небольших коллективных средств размещения.
«Надо отметить, что сфера туризма и ее устойчивое развитие во многом зависит от позиции региональных органов власти и местного самоуправления. Поэтому практика государственно-частного партнерства сохраняет высокий потенциал для создания инвестиционных проектов в сфере туризма», — полагает Ольга Вапнярская.
Немаловажным фактором развития отрасли является также транспортная инфраструктура, которая оказывает большое влияние на посещение отдельных территорий, выбор отелей и объектов показа. Поэтому работа по развитию сети автодорог, железных дорог, авиа- и водного транспорта, повышению уровня комфорта и безопасности должна быть постоянной заботой при решении задач развития туризма.
Камчатский край, фото: iStock
«Если стоит цель развития индустрии путешествий, то дорога также должна приносить туристу удовольствие и быть неотъемлемым элементом отдыха и новых позитивных впечатлений, а не становиться препятствием или создавать лишние неудобства. Причем речь идет не только о наличии транспортного сообщения, также важны качество и комфорт логистики — качество этих дорог и путей сообщения, возможность построения сложных логистических схем, возможность мультимодальных перевозок, ценовая и информационная доступность транспортной инфраструктуры. Отдельно стоит упомянуть сервисное сопровождение транспортной инфраструктуры — наличие автозаправок и сервисных пунктов, гостиниц, предприятий общественного питания», — пояснила эксперт.
Кроме того, добавила Ольга Вапнярская, в сфере туризма очень остро стоит кадровый вопрос. Из-за пандемии и изменения вектора на развитие внутреннего туризма многие вузы отмечают спад интереса молодежи к получению высшего образования в сфере туризма и гостеприимства. Государство предпринимает усилия по развитию системы дополнительного образования, но эта работа ведется преимущественно с текущей занятостью. Возникает риск значительного дефицита молодых кадров в этой сфере.