Китай и китайский мир, Южная Азия с центром в Индии, Юго-Восточная Азия, арабские страны, Иран, Турция, Центральная Азия, Африка приобретают новую значимость во внешней политике России. Однако знаний о восточных странах у нас недостаточно. Необходимо менять приоритеты в образовании, начиная со школы. Перспективы развития отечественного востоковедения в условиях нового этапа развития системы международных отношений обсуждались на круглом столе в НИУ ВШЭ.
Сегодня уже очевидно, что перспективные для России рынки — товарный, интеллектуальный и культурный — лежат на Востоке, и нашей стране придется очень быстро разворачиваться в эту сторону из-за жесткой конфронтации с Западом, отметил научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Сергей Караганов. По его мнению, традиционная привлекательность Запада «смывается» нынешним кризисом, но поворот на Восток пока состоялся лишь на треть от возможного.
Сергей Караганов, фото: Высшая школа экономики
«Одна из важных причин слабости нашего восточного направления — это недостаток знаний в России Востока вообще и современного Востока в частности. У нас очень мало людей, понимающих Восток, чувствующих его и чувствующих себя там как дома. Мы мало используем свои азиатские корни. В России до сих пор сильно отношение к Востоку как к азиатчине, отсталости, чему-то враждебному, хотя с XVI века все угрозы шли с Запада», — подчеркнул профессор.
По его мнению, необходимо менять приоритеты в образовании, начиная со школьного. В частности, нужно изменить школьную программу, увеличив часы изучения истории азиатской России, а также культуры и истории Востока, восточных языков. Для преподавания в школах и университетах потребуется резкое увеличение числа педагогов-востоковедов. Этого можно достичь в том числе за счет «импорта» педагогов из восточных стран. На востоковедческих факультетах должно быть увеличено количество бюджетных мест.
Кроме того, уверен профессор, следует увеличить число востоковедческих центров в Сибири и на Дальнем Востоке, через которые выстраивается взаимодействие с Китаем, и создать эффективный лоббистский орган востоковедов на базе консорциума ведущих вузов.
Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева отметила значимость для качественной подготовки студентов «живых» стажировок. Кроме того, по ее мнению, в усилении нуждаются востоковедческие программы для невостоковедов в университетах.
Анастасия Лихачева, фото: Высшая школа экономики
«Наши программы по международной экономике, международным отношениям мы пытаемся расцветить востоковедными курсами, но некая сакральность востоковедного знания и кастовость специализации пока не позволяют переформатировать взгляд наших студентов», — сказала она, уточнив, что, возможно, нужно создавать межвузовские программы.
Востоковедение должно быть наукой XXI века, но до сих пор оно не стало отдельным научным направлением, полагает декан восточного факультета СПбГУ, академик РАН Михаил Пиотровский. По его словам, перед научным сообществом стоят такие задачи, как формирование отдельной специальности и расширение программ в университетах, а также оценка их качества и создание экспертизы.
В первую очередь очень важно изучать языки, а значит, письменную культуру — как современную, так и классическую и древнюю, отмечает заведующий базовой кафедрой Института востоковедения РАН в структуре факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Виталий Наумкин. Сейчас очень мало внимания уделяется переводам русской литературы на восточные языки и наоборот. На это практически не направляется ресурсов, а блестящим отечественным переводчикам уже за 80 лет.
Виталий Наумкин, фото: Высшая школа экономики
Кроме того, профессор заметил, что идея «разворота на Восток» звучит не совсем корректно.
«Такому великому государству, как Россия, и такой замечательной интеллектуальной среде, к которой мы все принадлежим, незачем вертеться как, простите, блоха на сковородке: то Восток, то Запад, то Европа, то не Европа. Не нужно отдавать Европу тем европейцам, с которыми у нас сейчас конфликт. Мы сами Европа! Не нужно этого стесняться. Мы в основном живем в Европе, и наша интеллектуальная мощность сосредоточена на Европе», — убежден он.
Также Виталий Наумкин отметил, что в части Востока, расположенной на территории бывшего советского пространства, ощущается постколониальный синдром: Россия воспринимается как бывшая колониальная империя.
Посол по особым поручениям МИД РФ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Кирилл Барский затронул проблему с отбором и обучением студентов на востоковедческом направлении. По его мнению, сейчас масштаб преподавания не соответствует тому месту, которое страны Востока занимают в мировой политике и экономике, а также во внешней политике России. Этот дисбаланс нужно ликвидировать, так как высококвалифицированные специалисты потребуются и в органах власти, и в бизнесе, отметил он.
Кирилл Барский, фото: Высшая школа экономики
По словам руководителя департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Александра Лукина, главная проблема исследования Востока в том, что все страны рассматриваются как единое направление, несмотря на их значительную разность. Необходимо понимать принципиальное различие между ними и в рамках единой дисциплины вести комплексное изучение культурно-цивилизационных центров незападного мира. Среди таких центров профессор выделил следующие: Китай и китайский мир, Южная Азия с центром в Индии, Юго-Восточная Азия, арабские страны и Средний Восток (Иран, Турция), Центральная Азия, Африка и, возможно, Латинская Америка.
Александр Лукин, фото: Высшая школа экономики
«Именно эти центры сегодня в различной степени не поддерживают враждебную для России политику Запада, и именно на них в обозримом будущем будет переориентирована внешняя, внешнеэкономическая и культурная политика России. Необходимо объективное изучение реальной ситуации и характера политики в каждом из этих обществ, так как они определяются собственными уникальными традициями, представлениями и интересами», — пояснил он. По мнению профессора, Россия как евразийская держава должна была давно развивать востоковедение именно в этом направлении.
У заведующего кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрия Стрельцова иная точка зрения. Россия была, есть и будет европейской державой, и в отношении с Востоком нам следует исходить из того, как нас там воспринимают, полагает он. По его мнению, в последние десятилетия Юго-Восточную Азию захлестнула волна «азиатского национализма». Корни этого явления — экономические, культурные, исторические — основаны на осмыслении этими странами колониального прошлого, в котором Россия была враждебной страной. Такая историческая память затрагивает и Корею, и Китай, и Японию.
«Как востоковедам, нам нужно исходить из того, что какой бы ни был разворот на Восток, мы все равно не станем его частью», — считает профессор. Также, по его словам, чтобы не было никаких иллюзий, необходимо помнить, что сейчас страны Востока — это конгломерат враждующих между собой государств, где Россию не особенно любят.
В рамках круглого стола также обсуждалось место востоковедения в системе социогуманитарных наук, подходы к совершенствованию критериев оценки публикационной активности исследователей-востоковедов, а также роль академического сообщества.
Процесс кооперации российского востоковедения со смежными дисциплинами не должен быть формальным, убеждены ученые. В условиях новых вызовов российское востоковедение становится более самодостаточным, переходя в режим научно-исследовательского импортозамещения западных школ и концепций. Необходима структурная и институциональная перестройка критериев и стандартов, формирование отечественной шкалы качественных параметров востоковедных исследований и ведущей роли в них российских экспертов.
Круглый стол «Состояние и перспективы развития отечественного востоковедения в контексте новой ситуации и геополитических вызовов» был организован факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, школой востоковедения и департаментом зарубежного регионоведения ФМЭиМП, департаментом востоковедения и африканистики Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ. Материалы круглого стола, выступления и дискуссии будут опубликованы на портале «Российское востоковедение XXI века» (Orientalia Rossica).
На фото: телебашня Восточная жемчужина в Шанхае, КНР, источник: iStock