Год на посту канцлера Германии Олафа Шольца ознаменовался инфляцией в 10%, энергетическим кризисом, скачком роста госдолга и на этом фоне — серьезным расколом в обществе и внешнеполитической напряженностью в отношениях даже с ближайшими соседями. Итоги работы первого после Ангелы Меркель канцлера эксперты обсудили в ходе семинара «Почти год у руля: Олаф Шольц и “его” Германия», проведенного факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Олаф Шольц стал канцлером Германии 8 декабря 2021 года, его правительство сформировано из представителей Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Свободной демократической партии Германии (СвДП) и зеленых. В предыдущем составе Олаф Шольц был министром финансов и руководил экономической политикой страны, напомнила Екатерина Романова, доцент департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики (ФМЭиМП) НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник сектора инновационной политики ИМЭМО РАН.
«Поэтому сложно ожидать, что политика нового правительства будет иметь сильный персонализированный окрас, скорее большую роль играет внешняя конъюнктура. Экономическая политика Шольца — это реакция на внешние вызовы и продолжение той политики, которая уже реализовывалась ранее», — пояснила она.
Канцлеру приходится сражаться сразу с двумя кризисами — коронавирусным и геополитическим. Впрочем, пока экономика справляется, и ВВП удерживает положительную динамику. Но пессимистично выглядит бизнес-климат, особенно со второй половины 2022 года. Германия — экспортно ориентированная страна, и сейчас можно наблюдать изменение географии внешнеторговых связей, обусловленное энергетическим кризисом и кризисом в отношениях с Россией. Меняется география и поставщиков газа. Так, прекратились поставки из РФ, а партнерство с европейскими поставщиками стало развиваться более динамично.
Эксперт отметила резкое повышение индекса потребительских цен, особенно на энергетические ресурсы, пищевую продукцию и средства производства.
«Ожидается, что инфляция в октябре составит более 10%, и это критический показатель, такого давно не наблюдалось», — подчеркнула Екатерина Романова.
Правительство принимает целый комплекс разнообразных мер поддержки населения, разрабатывает меры по сдерживанию роста цен. Это дает значительную нагрузку на бюджет. Она росла и в предыдущие годы как реакция на коронакризис, а сейчас произошел масштабный скачок государственной задолженности: госдолг вырос до показателя более 60% по отношению к ВВП страны, рассказала эксперт.
Фото: RG.ru
В то же время Германия не отменяет объявленный ранее курс на зеленую экономику. Олаф Шольц, выступая в ноябре на международной конференции по климату в Шарм-эль-Шейхе, снова подчеркнул, что страна намерена строить свое энергетическое будущее на альтернативных источниках и сохраняет цель климатической нейтральности к 2045 году.
Однако энергетический кризис — это большой вызов для Германии, поэтому правительство приняло экстренные меры по обеспечению энергобезопасности. В частности, к ним относятся поиск новых поставщиков энергии, «выход из угля и атома» в запланированные сроки (с учетом принятого продления их использования на зиму-2022/23), заполнение газохранилищ к зиме на 100%.
По словам Екатерины Романовой, правительство Шольца продолжает курс на повышение финансирования образования и науки. Среди принятых мер — увеличение количества обучающихся в вузах, наращивание их поддержки, привлечение высококвалифицированных специалистов и расширение «кластеров превосходства» (инструмент развития университетов мирового уровня), развитие исследовательской инфраструктуры в рамках цифровизации, а также продвижение женщин на ведущие научные позиции.
Научный сотрудник сектора политических проблем европейской интеграции ИМЭМО Мария Хорольская рассказала об основных политических трендах. Она подчеркнула высокий уровень беспокойства населения Германии по поводу украинско-российского конфликта. Так, в марте 2022 года 89% опрошенных беспокоились о жителях Украины, а 77% волновались о том, что Украина будет полностью оккупирована Россией.
«Большинство осуждают действия России и поддерживают помощь Украине. Однако в вопросе, как именно должна быть организована эта помощь, мнения серьезно разделились. Произошел раскол населения», — отметила Мария Хорольская.
Так, согласно апрельским опросам, 50% респондентов одобрили предположительный бойкот российских энергоносителей, а 42% отнеслись к нему критично. Поставки тяжелого вооружения Украине одобрили 55%, а против выступили 37%. Прекращение закупок российского газа и нефти поддержали 40%, отвергли — 48%.
В июне 43% опрошенных сказали, что Германии нужно быть более сдержанной, чтобы не провоцировать Россию. 50% не согласились с этой точкой зрения. 58% поддержали санкционную политику, несмотря на возможный ущерб для ФРГ, а 33% выступили против.
Со временем число сторонников жестких мер по отношению к России постепенно снижалось, однако их доля по-прежнему высока.
«Общество раскололось по многим значимым вопросам. В связи с этим практически любое действие немецкого правительства по острым вопросам может вызвать недовольство почти половины населения», — отметила Мария Хорольская.
Внутриполитическая жизнь характеризуется ростом поддержки партии «Союз 90 / Зеленые», которая выступает с наиболее жесткой критикой Москвы. Этому способствуют личности сопредседателей партии Анналены Бербок и Роберта Хабека. Эти двое политиков сейчас очень популярны, они всегда в новостной повестке, что связано с их постами: Бербок — министр иностранных дел, Хабек — министр экономики и проблем изменения климата. Избирателям импонирует активная экологическая деятельность Хабека и нравится жесткая бескомпромиссность Бербок. Их отход от традиционной политической линии также привлекает избирателей, говорит Мария Хорольская.
Поддержка остальных политических партий снижается, в том числе СДПГ, к которой принадлежит Олаф Шольц. Некоторым не нравится сдержанность нового канцлера: он не выступает с популистскими высказываниями, не принимает импульсивных решений. Его обвиняют в недостатке лидерских качеств.
Раскол Германия переживает и в отношении внешней политики. Здесь также происходят серьезные изменения. Во-первых, создан 100-миллиардный фонд для вооружения бундесвера, и в этом году появится национальная стратегия безопасности. Во-вторых, Германия отказывается от роли медиатора в отношениях России и Европы. Свою роль в изменении внешнеполитической жизни страны сыграло укрепление отношений с США в сфере военных закупок, что привело к негативным тенденциям во франко-германских отношениях.
По мнению Марии Хорольской, Германия в скором будущем будет вынуждена в большей степени прислушиваться к позиции стран Центральной и Восточной Европы, в первую очередь Польши, которая активно использует обвинения в пророссийских действиях для давления на Берлин. Все это ведет к изменению идентичности Германии, резюмирует эксперт.