В современном мире понятие «качество образования» непрерывно трансформируется и расширяется. Сейчас в него входит не только актуальность и полнота материала, наличие практических заданий и вдохновляющие педагоги, но и благополучная образовательная среда. Как ее создать, HSE Daily рассказал директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
По поручению Минобрнауки в 2020–2022 годах было проведено масштабное исследование в ведущих российских университетах, посвященное качеству высшего образования. Уже на первых этапах стало ясно, что в условиях пандемии особую актуальность приобретают вопросы психологического самочувствия, поэтому в 2021 году в вопросники для студентов и преподавателей был включен специальный блок вопросов, связанных с этой сферой. В анкетировании приняли участие более 30 тысяч студентов из 300 университетов, расположенных во всех федеральных округах РФ.
Опросы показали, что 75% респондентов демонстрируют симптомы как минимум легкой депрессии, а порядка 20% — средней или тяжелой депрессии.
«Международные и российские исследования показывают, что молодежь в целом является уязвимой группой с точки зрения психологического благополучия. Студенческий период традиционно богат на стрессы, поэтому симптомы депрессии проявляются наиболее сильно. Плюс пандемия внесла свой вклад», — пояснил Евгений Терентьев.
Кроме того, исследование показало взаимосвязь между наличием симптомов депрессии и форматом, в котором учились студенты. Оказалось, что эти симптомы наиболее выражены у тех, кто обучался в гибридном формате — онлайн + офлайн. То есть студентам гораздо комфортнее обучаться полностью в одном из этих форматов, а необходимость переключаться между ними создает дополнительные сложности с точки зрения психологического благополучия.
По результатам исследования министерство инициировало создание в университетах психологических служб. До сих пор в образовательной среде не было принято обращать внимание на проблемы психологического характера.
«Я занимаю некую промежуточную позицию в этом вопросе. С одной стороны, я не считаю, что студентам нужно создать максимально комфортные условия, некую стерильную среду. Одна из задач образования — воспитать у человека устойчивость к стрессу. Но с другой стороны, мы должны минимизировать, насколько это возможно, влияние вредных факторов образовательной среды. Наше исследование показало, что это массовая проблема, и ее нужно изучать, обсуждать, пробовать различные решения», — подчеркнул директор Института образования.
При этом очень важно не только помогать тем, кто обратился в центры психологической поддержки, но и активно заниматься профилактикой. По мнению Евгения Терентьева, есть четыре направления, работа над которыми поможет создать в университетах благополучную образовательную среду.
Во-первых, это выстраивание конструктивной коммуникации преподавателей со студентами и студентов между собой. Если человек погружен в социальную жизнь университета, это помогает ему преодолевать стресс, обеспечивает коллективную поддержку. Для этого преподаватель может давать групповые задания, поощрять командные проекты.
Во-вторых, важна внеклассная работа за рамками изучаемых предметов. Внеучебная деятельность может помочь не только достигать образовательных результатов и развивать какие-то полезные навыки, но и профилактировать психологическое неблагополучие.
В-третьих, важно создавать адаптационные проекты для первокурсников. Именно они являются самой уязвимой группой, так как переживают большое количество стрессов за короткий период времени: выпускные и вступительные экзамены, новая образовательная среда и коллектив, зачастую уход из родительской семьи и переезд в другой город.
В-четвертых, необходимо учитывать фактор неравенства и искать особый подход к группе студентов из семей с низким достатком. Учеба в университете — дополнительный и достаточно сильный вызов для таких ребят. Зачастую они сталкиваются с недостатком технических средств и бытовых условий для выполнения заданий. Преподаватели должны учитывать это в работе и организации коммуникации.
«Работа над этими направлениями поможет нам сделать так, чтобы у студентов не возникало даже необходимости обращаться к психологу за помощью. Мы должны стремиться к тому, чтобы не столько реагировать на уже создавшуюся проблему, сколько проектировать образовательную среду так, чтобы проблема и не возникала», — пояснил Евгений Терентьев.
Для помощи учащимся и сотрудникам в НИУ ВШЭ работает Центр психологического консультирования. Опытные психологи помогают в тяжелых ситуациях, когда требуется квалифицированная поддержка и консультация. Также студенты получают навыки, полезные для повышения конкурентоспособности на рынке труда, профессионального и личностного роста. Записаться на консультацию можно по телефонам 8 (915) 260-06-20, 8 (495) 531-00-03 или оставив онлайн-заявку. Кроме того, работает круглосуточная горячая линия 8 (800) 250-04-33.