Системы электро-, газо-, тепло- и водоснабжения в России будут стабильно работать и в условиях санкций, поскольку мало зависят от импорта. В то же время правительству необходимо разработать механизмы поддержки инвестиций в этих секторах. Об этом HSE Daily рассказал директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Илья Долматов.
— Готовность энергетической инфраструктуры к отопительному периоду, надежность эксплуатации водопроводных и канализационных систем определяется как ресурсным (сырьевым) обеспечением (топливом, энергией, химическими реагентами), так и своевременным выполнением ремонтных работ при надлежащей регламентной эксплуатации. Немаловажным аспектом является наличие в необходимом объеме материалов, оборудования и запасных частей.
Сырьевое обеспечение локализовано в России. В части материалов и запчастей локальные дефициты продукции могут возникнуть, но они не станут системными по двум причинам. Во-первых, основная часть товаров для текущего ремонта и эксплуатации оборудования может быть обеспечена внутренним рынком. Для того чтобы однозначно сказать, по каким товарным группам есть вероятность возникновения локальных перебоев, нужно проводить системный анализ производственных цепочек в отраслях — производителях продукции, потребляемой коммунальным комплексом, и прогнозировать возможную скорость восстановления предложения за счет развития российских производств по соответствующим компонентам. Тем не менее нет серьезных оснований говорить о высокой зависимости по материалам, запасным частям для текущего обслуживания и ремонта оборудования.
Фото: iStock
Во-вторых, и это отличает деятельность регулируемых ресурсоснабжающих организаций от многих других видов коммерческой деятельности, в отношении таких организаций действует требование поддержания аварийного запаса материалов и запасных частей. Этот запас также следует рассматривать как определенную страховку на случай временных перебоев в поставках.
Из общеэкономических тенденций актуальны инфляционные риски, риск снижения небытового спроса на продукцию электроэнергетики и коммунальных отраслей, удорожание капитала (кредитных ресурсов), риски неполной собираемости платежей за оказанные услуги. Все это, в cвою очередь, может отразиться на выполнении запланированных инвестиционных программ: например, возможны переносы сроков отдельных проектов, а в силу переоценки перспективного спроса — и отказ от каких-либо проектов развития. Наиболее уязвимы к общеэкономическим рискам те ресурсоснабжающие компании, в тарифах которых не заложена инвестиционная составляющая, то есть реализация инвестиционных программ не предусмотрена (их возможности сохранить финансовую устойчивость за счет переноса сроков реализации отдельных мероприятий существенно ниже). Поэтому необходимо оперативно проработать поддерживающие механизмы со стороны государства.
Что касается инвестиционных программ, то здесь важны несколько аспектов. Среди них: уточнение актуальности отдельных проектов развития из-за переоценки спроса; доступность капитала (в том числе заемного); увеличение сроков поставки сложного оборудования (в том числе ускорение импортозамещения в части отдельных компонентов для его производства); чувствительность проектов инновационного развития (цифровизация, интеллектуальный учет, развитие возобновляемых источников энергии) к доступности импортного оборудования и программного обеспечения.
Переосмысление инвестиционных планов станет в обозримой перспективе основной задачей компаний и регуляторов на государственном уровне. Тем не менее это не поставит под угрозу оперативный процесс ресурсного обеспечения.
Необходимо отметить, что мы говорим об отраслях, цены на продукцию которых для граждан регулируются государством, для остальных потребителей — преимущественно регулируются (за исключением рыночной составляющей цены электроэнергии и части поставок газа). Если исходить из того, что на государственном уровне не будет приниматься экстренных решений, меняющих модель тарифного регулирования, можно рассчитывать, что цены на ресурсы как минимум до середины 2023 года останутся преимущественно в заданных рамках, то есть с учетом планового повышения цен с июля 2022 года при ориентации на 4% — уровень инфляции, которая прогнозировалась правительством ранее. Таким образом, экономические риски краткосрочного периода в коммунальной сфере лягут на плечи производителей.
Но важно понимать, что в перспективе государству предстоит непростая работа по балансированию экономических интересов производителей и потребителей в рамках тарифной политики, экономические риски должны найти отражение в ценах на последующие годы.
На фото: Илья Долматов, источник: Высшая школа экономики