Мир переживает продовольственный кризис, высокими темпами растут цены на продукты питания, что больно бьет по малоимущим. Как добиться замедления ценовой гонки и оказать поддержку таким гражданам? Эти и другие вопросы обсудили на секции Гайдаровского форума «Мировой продовольственный кризис и его проявление в России». В работе секции приняли участие законодатели, участники рынка и эксперты, в том числе директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова.
Цель мировой повестки в области устойчивого развития — победить голод к 2030 году — скорее всего, не будет достигнута, сказала Евгения Серова, открывая семинар. Поскольку Россия — крупнейший экспортер продовольственной продукции, мировые тренды не могут не транслироваться на внутренний рынок.
Евгения Серова, фото: Михаил Джапаридзе / фотохост-агентство ТАСС
Страны по-разному справляются с продовольственной инфляцией, уровень которой в них также отличается. Например, в США он сопоставим с российским, в ряде африканских и латиноамериканских стран — двух-трехзначный, а в странах ЕС довольно низок. При этом они не регулируют цены и не ограничивают импорт и экспорт, отметила Евгения Серова. В России используются меры по регулированию рынка — от ограничения цен до ограничения экспорта аграрной продукции и ресурсов для аграрного производства.
«Лично мне кажется, что поддержка потребителей происходит за счет производителей. При этом правительство оказывает одинаковую поддержку всему населению, то есть цены снижают и для тех, кто реально нуждается, и для всех остальных, в том числе богатых людей. Однако есть методы, позволяющие поддерживать реально нуждающихся потребителей, не ущемляя при этом производителей. Ведь это подрыв будущего развития всего сектора и науки. В сельском хозяйстве очень длительные производственные циклы, и нельзя менять политику каждые три месяца», — убеждена директор Института аграрных исследований Вышки.
Продовольственным кризисом затронуты 76 стран, и страдают от этого порядка 1 млрд человек, напомнил заместитель председателя Государственной думы, экс-министр сельского хозяйства (с 1999 по 2009 год) Алексей Гордеев. Однако Россия существенно отличается от многих стран, так как у нас достаточно своего продовольствия, прежде всего жизненно важных продуктов питания.
Алексей Гордеев, фото: Михаил Джапаридзе / фотохост-агентство ТАСС
«Задача продовольственной безопасности внутри страны решена. Другой вопрос, что тенденция повышения цен в значительной мере бьет по малоимущим гражданам. По статистике, в нашей стране 18 млн малоимущих, около 9 млн недоедают, около 400 тыс. человек напрямую страдают от проблем, вызванных голодом. Наша задача — найти механизмы поддержки этих граждан. В современных условиях не так сложно добиться, чтобы деньги выделялись целевым образом. По подсчетам экспертов, на эти цели в год требуется около 50 млрд рублей», — сказал он.
Цена — это баланс между спросом и предложением, поэтому ключевая задача — производить больше, чем в данный момент, полагает председатель совета директоров группы компаний «Русагро» Вадим Мошкович. По его мнению, это можно сделать за счет роста привлекательности сектора, направления в него инвестиций, повышения урожайности и снижения себестоимости продукции. «Нам нужно кратно снижать себестоимость продукции внутри страны. Все инструменты для этого есть, но нельзя реализовать эту задачу за несколько месяцев», — считает Вадим Мошкович.
Вадим Мошкович, фото: Михаил Джапаридзе / фотохост-агентство ТАСС
При этом очень важно быть последовательными и не терять позиций на тех экспортных рынках, которые мы уже завоевали. Аграрная политика до кризиса формировалась исходя из этой цели. По мнению Вадима Мошковича, в кризис нужно принимать быстрые точечные решения, не требующие тонкой настройки, чтобы оперативно минимизировать ущерб от продовольственной инфляции.
«Только введение экспортных пошлин на подсолнечное масло дает примерно 75 млрд рублей, на зерно — еще 100 млрд. Это в три раза перекрывает потребность на поддержку малоимущих», — пояснил он.
Алексей Гордеев обратил внимание на проблему продовольственных отходов. По его словам, в мире в среднем 30% продуктов уходит в отходы, в США — 40%. В России выбрасывается порядка 17 млн тонн в год. «В Германии образовался термин «устойчивое сельское хозяйство», не путать с устойчивым развитием сельского хозяйства. Это означает использование потенциала биоклиматических земельных ресурсов в балансе с экологическими задачами, — говорит он. — В Германии это стало мейнстримом, когда торговые сети и сам потребитель выбирают товары, изготовленные таким образом, при этом поддерживая ответственного сельхозпроизводителя».
Фото: iStock
В Германии другой потребитель, в том числе по платежеспособности, прокомментировала его слова Евгения Серова. При отсутствии средств люди будут выбирать дешевое, а не лучшее или экологичное. Существует ли угроза удорожания продуктов вследствие перехода отрасли на высокотехнологичное производство и ресурсосберегающие технологии, спросила она Вадима Мошковича. Угроза удорожания возникает, если отрасль не может ежегодно инвестировать необходимые суммы в свое развитие, ответил предприниматель.
Что касается проблемы отходов, то в условиях действующего налогового законодательства крупным сетям оказывается легче выбросить излишки продуктов, чем передать нуждающимся, отметила Евгения Серова. Возможно, пора изменить законодательство в этой сфере, обратилась она к Алексею Гордееву. Эту тему уже давно пора рассматривать как законодательную задачу, согласен заместитель председателя Госдумы. Если хотя бы половину продуктов, которые выбрасываются, удастся сохранить и довести до нуждающихся, мир, в котором сейчас около 2,5 млрд человек недоедают, «будет полностью сыт и счастлив», убежден он.
В финале мероприятия Евгения Серова подняла вопрос о введении продовольственных талонов или их аналогов. Алексей Гордеев привел в пример опыт США, где такая программа существует. Человеку раз в месяц выдается продовольственный сертификат стоимостью 61 доллар, с помощью которого он может обеспечить себе минимальную продовольственную корзину. В 2021 году в программе было задействовано 44 млн человек, потрачено 90 млрд долларов.
«Ключевая задача — выделять средства, которые должны целевым образом тратиться на продовольствие. Похожие механизмы у нас уже есть, например социальные карты, широко применяемые в Москве и Подмосковье. Центробанк сейчас занимается разработкой цифрового рубля, который дает возможность контролировать, на что тратятся деньги. Это решаемые задачи, и я бы рекомендовал правительству вернуться к этому вопросу», — убежден депутат. По его мнению, принудительное регулирование экономического оборота, в том числе цен, малоэффективно. При этом подходе субсидируют покупателя независимо от его платежеспособности, поэтому проблема поддержки малоимущих не решается.
Здесь очень важны тонкие и корректные настройки, не нужно устанавливать среднюю температуру по больнице, согласился Вадим Мошкович. Нужно ограничивать цены только для небольшого количества потребителей, а не для всей промышленности.
Фото: iStock