Япония начала сброс зараженной воды с АЭС «Фукусима» в океан. Некоторые страны региона выступили против этого шага. В частности, Китай назвал такие действия «эгоистичным и безответственным» поступком и объявил о приостановке импорта всех продуктов водного промысла из Японии. HSE Daily разбиралась с экспертами, стоит ли опасаться сброса воды с АЭС и есть ли угроза для России.
Япония приступила к сбросу воды с АЭС «Фукусима» в Тихий океан. Как сообщает агентство Kyodo, вода, которая использовалась для охлаждения реакторов аварийной АЭС, очищена, специалисты добились допустимого стандартами безопасности страны уровня содержания трития. По данным агентства, за первый период высвободят 7800 тонн воды, а всего планируется сбросить 31 200 тонн.
Напомним, после аварии на АЭС в марте 2011 года станция была затоплена. Вода, которая использовалась для охлаждения реакторов, загрязнена радиоактивными веществами. Она проходит через многоступенчатую систему ALPS, что позволяет очистить ее от 62 видов радионуклидов, за исключением трития. Это вещество обладает слабым бета-излучением и опасно при попадании внутрь организма.
До сих пор воду хранили на станции в резервуарах, но они заполнились почти на 90%. Вопрос о способах утилизации этой воды рассматривался с 2013 года. В этом году правительство Японии приняло решение сбросить ее в океан, предварительно разбавив и доведя концентрацию трития до 1500 беккерелей на литр. Это в 40 раз меньше норм, принятых в Японии для слива воды в море от эксплуатации работающих атомных станций. До аварии АЭС ежегодно сбрасывала в море воду с содержанием трития 2,2 трлн беккерелей.
После того как премьер-министр Японии Фумио Кисида официально заявил об этом решении, против выступили Китай и Южная Корея. Сомнения в безопасности этой процедуры выражала и Россия. Однако в июле был опубликован доклад МАГАТЭ, в котором сообщается, что если сброс воды пройдет строго по плану, то он будет соответствовать международным стандартам, а влияние на окружающую среду будет незначительным.
Тем не менее Китай официально приостановил с 24 августа импорт всех продуктов водного промысла из Японии.
«Главное таможенное управление КНР в четверг заявило, что с 24 августа страна приостановит импорт всех видов продуктов водного промысла, включая используемых в пищу водных животных, местом происхождения которых является Япония, чтобы предотвратить риски в связи со сбросом загрязненной ядерным веществом воды с японской АЭС “Фукусима-1” в океан», — сообщает новостная служба «Россия — Китай: главное». В китайском МИДе назвали сброс воды «эгоистичным и безответственным» поступком, обвинив Японию в игнорировании интересов других стран.
Фото: iStock
Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василий Власов также сомневается в безопасности этого процесса. «Несмотря на всемирную славу высокотехнологичной страны, приобретенную в 1970–2000-е годы, Япония никогда не была страной, озабоченной сохранением природы. Хищническое истребление океанских ресурсов, загрязнение рек и заливов корыстными корпорациями в погоне за максимальной прибылью, сокрытие информации об экологических катастрофах — все это про Японию. Хотя подобное мы наблюдаем в разном масштабе везде в мире, Япония — чистой/грязной воды пример», — отмечает он.
Профессор подчеркнул, что катастрофа атомной станции в Фукусиме ужасна не только тем, что в технологически передовой стране была построена станция, не соответствующая условиям безопасного функционирования, но и тем, что эта катастрофа никак не кончается.
«12 лет проводятся работы по охлаждению водой элементов станции, которые нагреваются ядерной реакцией. Используется вода, часть ее очищается, другая используется повторно, третья складируется. Накоплены миллионы тонн загрязненной воды. Загрязнения проникают в почву, реку, попадают в океан. Ответственная за процессы компания дезинформирует общественность, поэтому оценки проблемы спорны и приблизительны. Поскольку правительство не разрешило использовать больше площадей земли для хранения воды, на первый план выходит процедура утилизации ее путем сброса в океан. Вода эта содержит не только тритий, относительно недолговечный и не очень опасный, но и другие загрязнения, о которых нет достоверных данных», — пояснил он.
Фото: Wikimedia Commons
По его словам, предполагаемая процедура, поддержанная ООН и МАГАТЭ, заключается в медленном, в течение многих лет, разведении воды океанской водой и последующем сбросе в океан. Это обычная процедура обращения со сбросами. Например, свиной навоз чрезвычайно токсичен даже после отстаивания твердой фракции, поэтому обычный способ его утилизации — смешивание со сбрасываемыми водами и уже только после этого направление на очистку канализационных вод. Так же поступают и с промышленными загрязнениями: довести воду до «речной» чистоты дорого, поэтому, вместо сброса одного кубометра ядовитых отходов в реку, его разводят 10 кубометрами речной воды и после этого сбрасывают в ту же реку. Количество яда то же самое, лишь концентрация ниже. Если концентрация низкая, то, соответственно, острых эффектов отравления рыбы в реке не возникает. Но яд все равно в реке, он накапливается в иле, в теле рыбы, из рыбы попадает в человека, в животных.
«Разведение отходов — плохой способ. Но это единственный доступный способ при недостаточных ресурсах. Для очистки воды в Фукусиме путем, например, концентрации потребовались бы огромные ресурсы, практически недоступные. Именно поэтому многие страны, удаленные от берегов Японии, спокойно и смиренно относятся к этой перспективе. Россия, Китай, Корея — против. Однако похоже, что продолжение сброса воды (фактически в разных размерах сброс продолжается с момента аварии) — неизбежная перспектива», — резюмировал Василий Власов.
Жителям России сброс воды с Фукусимы не навредит, полагает доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Рамиз Алиев.
«Если он и будет иметь последствия, то лишь для жителей прибрежных территорий Японии, зависящих от рыболовства и морепродуктов. Воды довольно быстро разбавляются, к тому же течение направлено в сторону Калифорнии», — пояснил эксперт. Он добавил, что после аварии 2011 года работал в этой акватории в качестве участника морской экспедиции в российских и международных водах, и даже тогда не было обнаружено угрозы российским берегам.