Сегодня школы активно выстраивают партнерские отношения с предприятиями и организациями. Социальные партнеры дают возможность улучшить оснащение, помогают более углубленно изучать предметы, повышать квалификацию учителей. Но есть риск потери автономности учебного заведения. Шестой открытый семинар НУГ «Социальные партнерства современной российской школы как инструмент формирования насыщенной образовательной среды и преодоления неравенства» был посвящен обсуждению рисков и перспектив такого сотрудничества.
Об исследовании на эту тему рассказала главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции Высшей школы экономики Мария Козлова.
Исследование было основано на анализе потенциала социальных партнерств школы в решении проблем насыщения образовательной среды и преодоления образовательного неравенства в российском контексте.
Эмпирическую базу исследования составили 88 интервью с сотрудниками средних общеобразовательных учебных заведений Пермского края. Этот регион характеризуется средними по Российской Федерации показателями по ряду социально-экономических характеристик и высокими показателями образовательной эффективности, и потому его успешный опыт может быть тиражирован, полагают исследователи.
«Традиционно школа как социальный институт ориентирована на выполнение функции культурного и социального воспроизводства, но, оставаясь в этих рамках, школьное образование становится нерелевантным условиям и запросам современности», — отметила она.
Школа рассматривается как особая среда, аккумулирующая финансовые, культурные, социальные ресурсы. В постсоветское время школы приобрели относительную автономию и стимулы к конкуренции между собой. В результате функции и формы социальных партнерств школы трансформировались, и теперь партнерство может стать ведущим инструментом преодоления неравенства в доступе к получению качественных образовательных услуг.
Как показало исследование, миссией социальных партнерств становится содействие созданию более просвещенного общества и разрешение социальных проблем, поддержание культурного разнообразия и развитие инновационной составляющей образования.
Предприятия и организации государственного сектора имеют ограниченный потенциал в отношении финансов и кадров, но эту задачу могли бы и готовы взять на себя образовательные бизнесы и общественные организации.
Социальные партнеры дают школам возможность улучшать оснащение, углубленно изучать отдельные предметы, формировать исследовательские и практико-ориентированные компетенции, проводить качественную профориентацию учащихся и повышать квалификацию учителей.
Фото: iStock
Вместе с тем, говорит Мария Козлова, существуют такие риски для школы, как возможное влияние партнеров на образовательную политику и практики, подрыв относительной автономии школы. Диспропорция в широте, разнообразии и устойчивости партнерств между «престижными» и «непрестижными» школами приводит к закреплению углубления образовательного неравенства. Открытость школы, ее трансформация под запросы акторов может привести к вторжению в сферу нерегламентированного государством экспериментирования.
Разорвать этот замкнутый круг поможет широкая публичная дискуссия, поддерживающая и развивающая перспективы социальных партнерств, полагают исследователи. Она помогла бы не только расширить спектр акторов, вовлекаемых в образовательное партнерство, но и переориентировать отчетность школ, сделать ее не инструментом ведомственного контроля и давления, а инструментом информирования общества о достижениях и сложностях. Потенциально это может обеспечить возможность адресной поддержки школ.
«Необходимо создать условия для сотрудничества и эффективной коммуникации между школами и партнерами. Это помогло бы разорвать замкнутый круг воспроизводящегося неравенства, позволило бы школам выстроить устойчивые связи с территориями и таким образом формировать обогащенную среду не только внутри, но и вокруг себя», — подчеркнула Мария Козлова.
Кроме того, исследование показало, что родители уделяют недостаточно внимания школьной жизни, а школьная администрация и сама зачастую опасается их вторжения в образовательный процесс. Таким образом, родители не рассматриваются в качестве возможных социальных партнеров, что требует отдельного исследования и обсуждения.