В завершающий день Восточного экономического форума прошли две сессии, обращенные к молодежи и посвященные ее будущему на рынке труда. Как студентам приобрести сверхкомпетенции и насколько эффективна Национальная технологическая олимпиада (НТО)? В обоих мероприятиях принял участие проректор Вышки Дмитрий Земцов.
Рынок труда меняется очень быстро, все большее значение приобретают сверхкомпетенции. Сейчас уже очевидно, что развивать их нужно с 1-го курса. Вуз является значимым звеном в связке с работодателем: помимо развития hard skills, его задача — вовлечь студентов в деятельность, которая будет работать на их интеллектуальный, моральный, творческий и физический потенциал. Задача работодателя — подготовить специалиста к трудовому старту, дать ему дополнительные soft skills.
Оксана Мартыненко, фото: Игорь Родин / Фонд Росконгресс
На сессии «Сверхкомпетенции: путь сокращения времени трудоустройства» речь шла о том, как эти сверхкомпетенции получить. Сегодня много говорят о практикоориентированности, отмечает Оксана Мартыненко, проректор по учебной работе ДВФУ, о важности синхронизации учебного процесса с организациями и предприятиями, с отраслями, на которые мы ориентируемся. Нужно развивать проектное и предпринимательское образование.
Общая проблема нашей страны в том, что работодатели хотят одного, вузы готовят другое, а студенты ориентируются на третье, отметил Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей». Так, гуманитарное образование, по его мнению, вообще не соответствует реалиям рынка труда.
Дмитрий Земцов, фото: Игорь Родин / Фонд Росконгресс
По мнению проректора ВШЭ Дмитрия Земцова, у всех вузов в мире «примерно один вектор — помочь студенту как можно быстрее включиться в жизнь страны». Он напомнил, что есть прекрасная практика в ДВФУ, в результате которой, например, второкурсники оказались сотрудниками одного из самых передовых центров микроэлектроники в стране.
Он также рассказал об опыте работы Высшей школы экономики: «У нас есть такой гибкий формат, как проектно-учебные лаборатории и научно-учебные лаборатории, когда заказ, приходящий в Вышку, если он не очень большой, распасовывается на маленький коллектив с условием, что там работают не меньше 50% студентов».
По оценке Дмитрия Земцова, сверхкомпетенции приобретают примерно 10% студентов. При этом проректор Вышки добавил: «Я хочу сказать — пора возводить это в некую норму, считая, что проект — это занятость, лаборатория, куда студент отправляется на стажировку».
О кадрах для проектов «технологического прорыва» шла речь и на сессии, посвященной Национальной технологической олимпиаде. «НТО вышла на такой уровень, когда можно говорить о ее роли в формировании технологического суверенитета», — считает Дмитрий Земцов, который стал модератором этой сессии. Он отметил, что сегодня мы хотим повторить успех, достигнутый сто лет назад, когда в стране прозвучал призыв «Родине нужны крылья». Тогда молодежь пришла в планерные кружки. В их числе, например, был Сергей Королев.
Михаил Гордин, исполняющий обязанности ректора Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, отметил, что если академические олимпиады дают возможность посоревноваться в академических знаниях, то НТО выводит победителей на рынок, демонстрирует инициативность и готовность школьников к взрослой жизни.
Дмитрий Гужеля в свою очередь подчеркнул, что олимпиада справляется с ролью социального лифта.
Денис Кравченко, фото: Игорь Родин / Фонд Росконгресс
Денис Кравченко, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, назвал в числе важных целей страны не только технологический, но и кадровый суверенитет. А один из главных вызовов, на его взгляд, это необходимость «спасать инженеров и разработчиков, которых мы сегодня теряем, поскольку они активно начали уезжать». Он уточнил, что имеет в виду не только айтишников. «Нужно что-то сделать, чтобы компенсировать отток, большинство хочет остаться», — полагает Денис Кравченко.
По его словам, в текущем году через НТО уже прошло 120 тысяч человек, «это очень много». Необходимо сформировать интерес и привлечь их к решению интересных задач, на это есть «огромный запрос». По мнению Дениса Кравченко, НТО сближает работодателей и вузы. «Кафедра должна формироваться компанией, и нужно запустить программу молодежных конструкторских бюро, которые еще и Минпромторг должен поддерживать», — высказал идею депутат.