Под прицелом отделов экономической политики федеральных изданий — в первую очередь правительство, его политика и решения. Как научиться читать законопроекты и каких трех шагов не миновать, чтобы получился хороший текст, стажерам Лаборатории экономической журналистики Вышки рассказал редактор отдела экономики газеты «Коммерсантъ» Олег Сапожков.
На практику в газету «Коммерсантъ» приходит много стажеров — студентов факультетов журналистики. «И никто не понимает, что такое текст, что там должен быть сюжет», — рассказывает Олег Сапожков. Будущие журналисты учатся ремеслу в процессе работы. По словам редактора, путь к интересному тексту состоит из трех обязательных шагов: нужно определить свою целевую аудиторию, найти в событии интересную тему и развить сюжет. «Я ни разу не видел человека, который мог бы просто написать текст», — признается Олег Сапожков.
Олег Сапожков, фото: Михаил Воронин / Высшая школа экономики
Например, нужно написать о том, что министр финансов и министр промышленности и торговли просидели в кабинете премьера восемь часов. «Само по себе время неинтересно, что тогда делать? Надо писать, что они не могут выбрать, между какими вариантами они выбирают, что влияет на решение», — рассуждает Олег Сапожков. И тут начинается поиск фактуры и работа с источниками.
«Газетный текст — это в первую очередь сюжет: что произошло, при каких обстоятельствах, на что влияет, может быть, скандальные подробности, шокирующие детали», — поясняет он. Мастерство автора и проявляется в умении интересно этот сюжет рассказать.
Отдел экономики газеты в первую очередь освещает работу кабинета министров, а значит, ищет сюжеты, включая споры, конфликты и неожиданные повороты, внутри правительства. Нынешний состав кабмина выступает консолидированно, и споры между ведомствами, которые нередко ложатся в основу сюжетов, ушли из информационной повестки. Теперь Белый дом позиционирует себя как единая сплоченная команда, которая все спорные моменты решает на заседаниях и не выносит их в публичную плоскость. Поэтому отдел экономики ищет другие инфоповоды, сюжеты, новые факты, что достаточно сложно. Впрочем, любая сложность — это прежде всего вызов, а справляться с вызовами — часть профессии журналиста, уверен редактор.
Есть формальная сторона, где четко написано: кто, кому и что должен и кто какую бумажку несет. Есть переговоры между министрами, есть проекты, подготовленные правительством. Облегчает работу федеральный портал проектов нормативных актов. «Все бумажки публикуются на regulation.gov.ru», — говорит Олег Сапожков. Законопроекты представлены там с пояснительными записками — министерство должно описать конструкцию изменений и обоснование, «почему это будет хорошо».
Через портал идут документы из разных отраслей: налоговая политика, бюджетная политика, регулирование отраслей экономики, социальные решения. Большая часть документов не может стать поводом для заметки, а чтобы найти что-то интересное, нужно уметь «бегло читать на канцелярите», быть в теме той или иной сферы регулирования, следить за работой правительства. Задача журналиста — постоянно мониторить «поляну» и смотреть, где и какие новые инициативы появились.
Фото: Михаил Воронин / Высшая школа экономики
У бюрократического языка свои каноны. Так, начало полезного текста в таком документе — «ориентировочно третий абзац», делится опытом Олег Сапожков. «Первый абзац — это “во исполнение решения политического руководства…”, второй — “в соответствии с действием постановления от…”, а вот в третьем абзаце уже можно что-то найти», — говорит он.
Читать и понимать проекты законов, пояснительные записки к ним и другие документы — «квалификационный признак» журналиста, пишущего про регулирование экономики. Но он может успешно применяться и в других видах деятельности. «Кроме того, это еще квалификационный признак, чтобы работать в правительстве», — пояснил Олег Сапожков.
Политологи называют чиновников такого ранга, как министры, политическими. Однако в разговорах с журналистами они избегают политических терминов и бесед о политике. Чтобы понять политические пристрастия правительства — а это нередко бывает необходимо для того, чтобы понять логику его решений, — нужно внимательно читать документы, в первую очередь пояснительные записки к законопроектам. В записках можно увидеть, к какому сценарию склоняется то или иное ведомство. «Это довольно занятная игра с текстом», — признается Олег Сапожков. Не менее занятна и задача донести понятую интонацию до читателя.
Фото: natlibraryrm.ru