Стартовал первый Всероссийский конкурс фантастики и проектирования будущего в сеттинге «Берлога». Организаторами конкурса выступают Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ).
Конкурс запускает большой проект «Россия 2050» под эгидой АСИ, направленный на стимулирование интереса к теме будущего России и возможным сценариям развития страны через 25 лет. Прием заявок открыт до 15 октября на сайте конкурса, а итоги подведут в начале декабря 2024 года.
Конкурс направлен на продвижение и популяризацию среди молодежи моды на создание научной фантастики, а также развитие отечественного сеттинга Национальной киберфизической платформы «Берлога» – первого проекта по массовому вовлечению детей в сферу технологий через полезные мобильные и видеоигры. Принять участие в конкурсе приглашаются авторы и авторские коллективы, создающие научно-фантастические произведения, комиксы, иллюстрации, дизайн-проекты, видеоролики, настольные и видеоигры, ориентированные на детскую и молодежную аудиторию. Все работы должны развивать российский сеттинг «Берлога», созданный в рамках Национальной киберфизической платформы.
«С помощью нашего конкурса фантастики мы хотели бы вовлечь в разговор о будущем – добром и технооптимистичном – которое продвигает российский сеттинг «Берлога», как можно больше творческих людей, и прежде всего, молодежь, – подчеркнул проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов. – Конкурсные рассказы и сценарии в сеттинге «Берлога» могут быть реализованы в новых продуктах Национальной киберфизической платформы, лучшие работы мы планируем выпустить в формате литературного сборника, сборника комиксов и арт-бука, а игры получат поддержку в продвижении. Уверены, что по итогам конкурса в нашей стране зажгутся новые звезды научной фантастики».
В конкурсе предусмотрено несколько номинаций: рассказ, сказка, сценарий комикса и комикс, иллюстрация и серия иллюстраций, концептуальный дизайн-проект технологического устройства будущего (здания, транспорт, дроны-помощники и пр.), компьютерные и настольные игры, видеоролики и тизеры игр. В каждой номинации работы будут оцениваться в трех возрастных категориях: среди авторов и коллективов младше 18 лет, от 18 до 25 лет и старше 25 лет. Также эксперты могут присудить дополнительные номинации – например, «Лучшее описание технологии», «Образование будущего» и др. В жюри приглашены фантасты, гейм-дизайнеры, разработчики игр и миров.
В рамках проекта «Россия 2050» в разных регионах страны в течение года пройдут более 20 общественных мероприятий, направленных на популяризацию жанра научной фантастики для массовой аудитории, среди которых встречи с известными писателями, серия панельных дискуссий с молодыми учеными-инноваторами, выставки, фестивали, кинопоказы и тематические шоу. Участие во всех мероприятиях проекта бесплатное.
Национальная киберфизическая платформа «Берлога» реализуется с 2023 года командой Агентства стратегических инициатив, Платформы Национальной технологической инициативы (НТИ), Кружкового движения НТИ, «Университета 2035» при поддержке Правительства Российской Федерации. Пилотным регионом запуска платформы выступила Республика Башкортостан. В основе проекта «Берлога» – отечественная игровая платформа, на базе которой выпускаются бесплатные полезные мобильные и видеоигры для школьников, объединенные общим сюжетом о мире технологически продвинутых медведей и посвященные направлениям развития технологического суверенитета России. Проект объединяет серию полезных игр, сеть технологических кружков, форматы очных и онлайн-мероприятий в сеттинге «Берлоги», участие в которых помогает детям обучиться азам программирования, познакомиться с новыми технологиями и с помощью платформы переходить из виртуального пространства в реальные технологические кружки, где они дальше погружаются в изучение робототехники, искусственного интеллекта, беспилотников и т. д.
С момента старта проекта в 2023 году были опубликованы две первые российские игры «Берлоги»: «Защита пасеки» и «Академия», они доступны бесплатно на отечественной платформе RuStore, приложения скачали уже более 27 тыс. человек. Еще четыре видеоигры готовятся к релизу в 2024 году.