Экономический шок, вызванный последними событиями, спровоцировал панические настроения на всех рынках, особенно на рынке товаров длительного потребления иностранного производства. Академический руководитель образовательной программы «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев рассказывает, почему не стоит поддаваться панике и скупать все подряд.
— Как происходящее повлияло на потребительское поведение?
— Шок и растерянность — самое точное определение происходящего в головах потребителей. Произошедшее настолько стремительно, что времени осознать ситуацию и как-либо изменить устоявшиеся потребительские паттерны еще недостаточно. Инстинктивно потребители бросились скупать имиджевые товары с ореолом западности, олицетворением которых является продукция компании Apple. Резкое изменение и, что более неожиданно, крайне высокий обменный курс валюты привели к ажиотажу на рынке роскоши. Потребители ЦУМа, прекрасно осознавая импортную природу их потребительской корзины, бросились скупать брендовые вещи, боясь грядущего перерасчета цен. При этом в массовом сегменте, хотя имеется некоторое оживление торговли товарами длительного спроса, ажиотажа не наблюдается. Отчасти это можно объяснить скоростью происходящего и туманными перспективами будущего. Не ясно, как долго продлятся условия возникновения разрыва налаженных коммерческих контактов, как скоро (если это возможно) ситуация вернется в прежнее русло.
— Разумно ли закупаться впрок в таких условиях?
Александр Лебедев, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
— Российская экономика крайне глобализована в цепочках создания стоимости. Товаров потребительского сектора, выпущенных исключительно силами внутрироссийской кооперации, не очень много. В условиях, когда многие контрагенты приостанавливают отлаженные схемы взаимодействия, неминуемы проблемы с ритмичностью производства, а также прогнозируемостью времени поставок. В этих условиях возможны перебои, локальные дефициты и не исключены всплески цен даже на российскую продукцию. Это обусловлено законом спроса и предложения, и сейчас мы наблюдаем беспрецедентные изменения на большинстве рынков.
— Часто люди тратят последние деньги на покупку дорогостоящих товаров из страха, что они сильно поднимутся в цене или вовсе пропадут. Стоит ли это делать?
— Тратить последние деньги сегодня из-за страха перед завтра — это путь к воровству своего будущего. Лучше воспользоваться вариантом, когда вы завтрашний скажете спасибо себе сегодняшнему, так как наше будущее — это проекция наших текущих действий или бездействий. Конечно, в условиях повышенной волатильности легче поддаться паническим настроениям, однако это не лучший вариант. Все же стоит взять себя в руки и вспомнить, что все на свете временно, в том числе и трудные времена. Стоит сконцентрироваться на долгосрочных целях и последовательно прокладывать к ним путь. В частности, разделить капитал на несколько частей: текущее потребление, страховочный капитал, возможные инвестиции. Вот если в последнем пункте у вас имеется достаточная сумма для покупки дорогостоящих товаров, то можно ее использовать. Тратить все и уж тем более залезать в долги ради покупки предметов не первой необходимости неразумно.
— Как менялось потребительское поведение во время прошлых кризисов? Какие уроки мы можем из этого извлечь?
— Кризис кризису рознь. Сейчас мы наблюдаем резкое падение, однако не исключено, что через некоторое время оно сменится стремительным ростом, в случае если силы, приведшие к такому изменению, смогут договориться. Однако стоит признать, что с каждым днем промедления все больше вырисовывается не V-образный, а L-образный сценарий, когда восстановительный рост сильно затруднен из-за накопившихся обид у сторон переговорного процесса, что мешает вести бизнес в нейтральном ключе. Можно прогнозировать, что несмотря на раннюю весну и солнечную погоду настроение у людей будет подавленное, и это отразится на экономических результатах как минимум второго квартала, а может, и более длинной перспективы.
Фото: iStock