Проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров становится все более актуальной. Дефицит представителей рабочих профессий испытывают практически все регионы России, вакансий в разы больше, чем соискателей. Между тем исследования показывают, что качественно учить рабочим профессиям некому и негде. Как быстро и эффективно организовать подготовку и переподготовку, обсудили в Вышке.
В НИУ ВШЭ прошел открытый семинар по образованию «Развитие кадрового потенциала системы СПО и его влияние на обеспечение экономики рабочими кадрами». Модератором выступил директор Центра развития навыков и профессионального образования, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев.
Он напомнил, что 21 февраля президент в послании Федеральному собранию поставил задачу за пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий. По его словам, престиж среднего профессионального образования вырос, а спрос на выпускников техникумов и колледжей огромный. Для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России необходимы специалисты в электронной промышленности, робототехнике, машиностроении, металлургии, фармацевтике, сельском хозяйстве и ОПК, строительстве транспорта, атомной и других отраслях. При этом президент отметил, что нужно существенно расширить проект профессионалитета и привлечь в эту сферу наставников с опытом работы на реальном производстве.
«Акцент, сделанный на подготовке рабочих, абсолютно оправдан, потому что этот подуровень образования, как капля воды, отражает всю центральную проблематику, связанную с профессиональным образованием и обучением, взаимодействием колледжей с реальным сектором экономики», — отметил Федор Дудырев.
Основной доклад, посвященный состоянию кадрового потенциала СПО, представили научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Ольга Романова и директор Академии Ворлдскиллс Россия, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Светлана Крайчинская. Ольга Романова привела данные за последнее десятилетие, согласно которым численность педагогических работников СПО медленно, но устойчиво растет, а число мастеров производственного обучения, напротив, значительно сократилось. При этом более трети преподавателей профессионального учебного цикла и мастеров производственного обучения относятся к возрастной группе 55+. Педагоги СПО характеризуются высоким образовательным уровнем: высшее педагогическое образование имеют чуть больше половины преподавателей и четверть мастеров. Высока и вовлеченность преподавателей и мастеров СПО в программы повышения квалификации или переподготовки. За последние три года их прошли почти 80% педагогов. Однако это, судя по всему, не решает проблем с компетенциями педагогических работников колледжей.
Около половины руководителей профессиональных колледжей сообщили, что в их организациях есть проблема дефицита кадров, обладающих навыками работы с имеющимся оборудованием, лабораторной и приборной базой. В колледжах зачастую не хватает такого современного оборудования, как интерактивные доски, специализированное профессиональное программное обеспечение, симуляторы и тренажеры, однако и наличие данного оборудования не гарантирует его применения.
«Недостаточно просто вложить ресурсы в обновление технической базы. Даже если мы поставим в колледжах самое современное оборудование, ряд преподавателей не смогут его использовать из-за недостатка компетенций. Опросы показали, что сейчас часть дефицитных ресурсов находится у тех педагогов, которые ими не пользуются и не внедряют в образовательный процесс. Это существенно сказывается на практикоориентированности обучения», — рассказала Ольга Романова.
В качестве типичных дефицитов она выделила отсутствие представлений о передовых стандартах профессий и навыков, устаревшие методики практического обучения профессии.
Светлана Крайчинская рассказала об опыте Академии Ворлдскиллс Россия по системному решению задачи переобучения и повышения квалификации педагогов. По ее словам, подготовка квалифицированных рабочих кадров — основной запрос экономики к системе профобразования в течение многих лет. Дефицит кадров, владеющих рабочими профессиями как на базовом, так и на высоком уровне квалификации, испытывают практически все регионы, а вакансий в разы больше, чем кандидатов. В частности, переподготовка нужна в связи со сменой технологий и оборудования.
Как показывают исследования, большинство действующих преподавателей и мастеров производственного обучения после получения образования не повышали квалификацию в той сфере деятельности, для которой они готовят студентов, но регулярно повышали ее по педагогике, психологии и другим общим темам. Также большинство из них никогда не выезжали за пределы своего населенного пункта или региона с профессиональными целями и не участвовали в обмене опытом с коллегами из других образовательных организаций. В результате они слабо владеют той профессией и навыками, которым должны обучить студентов. Так, в 2021 году демонстрационный экзамен с результатом более 70% сдали лишь 20% от общего числа участников программ повышения квалификации. Между тем при обучении профессии педагоги должны демонстрировать студентам эти навыки.
«Очень важно понимать, что повышение квалификации — это именно практика. Мастер сам делает то, чему учит студентов», — пояснила Светлана Крайчинская.
Наблюдается дисбаланс между потребностями экономики в подготовке кадров и готовностью системы профобразования ее обеспечивать. Так, слушатели чаще всего выбирают программы блоков «Сфера услуг» (54,2%) и «Образование» (17,9%), а программы блока «Производство и инженерные технологии» — всего 3,4%.
«Количество преподавателей и мастеров производственного обучения и уровень их подготовленности непосредственно влияют на решение задачи подготовки рабочих кадров по основным программам профессионального обучения», — отметила директор Академии Ворлдскиллс Россия.
По ее словам, для обеспечения экономики рабочими кадрами необходимы следующие составляющие:
1) квалифицированные преподаватели и мастера, владеющие современными профессиональными технологиями и регулярно повышающие квалификацию на основе лучших практик;
2) учебные центры, оснащенные современным оборудованием;
3) программы профессионального обучения, актуализированные под запросы компаний;
4) методики практического обучения профессиям и профессиональным навыкам.
Кроме того, нужно планировать повышение квалификации преподавателей и мастеров в соответствии с востребованностью рабочих профессий в конкретных регионах и населенных пунктах. Также необходимо регулярно обновлять перечень программ для подготовки специалистов в новых и перспективных профессиях.
При этом особенно важно учиться у лучших, отметила Светлана Крайчинская.
«Нужно учиться у лучших, а не у тех, кто доступен, потому что доступен не всегда лучший. Нужно искать лучшего в стране или хотя бы в регионе. Это тот принцип, который позволит поднять подготовку на новый, высокий уровень», — подчеркнула она.
Также необходимо донести до потенциальной аудитории, что рабочие профессии приносят достаточно высокий доход. Это мотивирует людей, особенно взрослых, осваивать новую профессию.