Поступая в вуз, молодые люди ведут себя совершенно по-разному и приходят к разным результатам — сначала образовательным, затем и на рынке труда. Что мотивирует их учиться, зачем они пришли в университет и как изменились к концу обучения — ответам на эти вопросы посвящено лонгитюдное исследование Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ.
Объединенный научный семинар «Образовательное поведение студентов российских вузов: по результатам лонгитюдного исследования» состоялся в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который реализуется в рамках федеральной программы «Приоритет-2030». В сентябре — декабре 2022 года была проведена первая волна исследования, направленного на анализ связи образовательного поведения и показателей успешности студентов ведущих российских университетов.
В последние годы произошла заметная дифференциация вузов: появились университеты повышенного спроса, где концентрируются наиболее талантливые студенты, отметил модератор семинара, кандидат социологических наук, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
«Мы наблюдаем новый феномен для российской системы образования, когда сформировалась когорта ведущих суперселективных университетов, где средний балл ЕГЭ на входе — 95+. С одной стороны, это одна ровная когорта абитуриентов, но затем в университете они начинают себя вести совершенно по-разному», — рассказал он.
Требования к университетам в части образования и воспитания студентов повышаются, и вузы ставят перед собой задачу повысить продуктивность обучения, отметил директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов, директор Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Иван Груздев. Вместе с тем на рынке труда присутствует и усиливается некоторая неопределенность, когда не очень понятно, какие профессии и навыки будут востребованы в дальнейшем и, соответственно, чему учить студентов.
«Для начала нам важно понять, с кем мы имеем дело, и с этим есть большие проблемы. Если мы посмотрим на то, что пишут различные преподаватели, то мы увидим много обидных объяснений: упал общий культурный уровень, изменились когнитивные способности, студенты перестали читать, поколение не то и так далее и тому подобное», — рассказал он.
Исследователи не согласились с подобными утверждениями и решили выяснить, какие убеждения, установки и стратегии учащихся на самом деле влияют на их образовательную успешность. Для этого необходимо типологизировать траектории поведения студентов и объяснить, с чем связан выбор той или иной траектории, а затем связать эти траектории с образовательными результатами.
Ученые исходили из того, что модели образовательного поведения являются ответами на стимулы со стороны преподавателей и образовательной среды, связаны с достижением учебных, личных или социальных целей, соответствуют собственным ценностям и убеждениям учащихся, подвержены влиянию предыдущего опыта и неосознанно становятся способом проявления идентичности студента. Нельзя забывать и об определенном институциональном и культурном контексте, а значит — влиянии норм и традиций.
В исследовании участвовали более 5 тысяч студентов-первокурсников 12 селективных российских университетов, которые обучаются по четырем укрупненным направлениям подготовки: компьютерные науки, инженерия, естественные науки, гуманитарные и социальные науки. Из общего числа студентов 74% учатся на бюджете, 94% поступили в вуз сразу после школы, у 79% студентов родители также имеют высшее образование.
Вопросы, на которые студенты отвечали в ходе анкетирования, касались их установок по отношению к высшему образованию, планов на обучение, ожиданий от образовательного процесса и университетской жизни в целом. Также исследователи анализировали степень их вовлеченности в учебный процесс, уровень критического мышления, психологические установки, опыт школьного обучения, навыки саморегуляции, состояние здоровья и субъективное благополучие.
Заместитель директора Центра социологии высшего образования, PhD in Educational Studies Ксения Вилкова рассказала о первых результатах исследования. Большая часть опрошенных рассказали, что в первую очередь получают высшее образование для выхода на рынок труда. Инструментальные мотивы (получение специальных знаний, улучшение шансов на трудоустройство) по своей популярности превосходят другие.
«Таким образом, в представлениях большинства обучающихся университет выполняет буферную функцию между школой и рынком труда», — отметила она.
Фото: Высшая школа экономики
На развитие универсальных навыков во время учебы в университете ориентирована только четвертая часть опрошенных студентов. Далее по популярности следуют мотивы, связанные с личностным ростом, жизненным опытом и расширением кругозора. Примечательно, что студенты редко рассматривают обучение в университете как возможность обретения культурного кода: мотивы, связанные с возможностью оказаться в культурной и образованной среде, а также с повышением своего социального статуса, являются одними из наименее популярных.
При этом подавляющее большинство студентов согласились с мнением о том, что значимость высшего образования в современном мире преувеличена. Они не считают, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу. Высшее образование рассматривается именно в качестве возможности, которая повышает шансы на успешную профессиональную самореализацию, но не гарантирует ее.
Наиболее важным ожиданием от учебы в университете оказалась дружба с другими студентами. Затем следуют варианты, которые непосредственно связаны с учебой в университете, — желание получать только хорошие и отличные оценки, а также участие в научных исследованиях и проектах.
В целом у первокурсников позитивные ожидания от учебы в университете, но есть и страх получить плохие оценки и быть отчисленным.
Заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Тарас Пащенко и стажер-исследователь Лаборатории моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании Даниил Талов рассказали о второй части исследования, которая касалась связи эпистемических убеждений и активных педагогических практик с критическим мышлением студентов. Под эпистемическими понимаются такие убеждения, как «истина зависит от мнения», «умными рождаются», «простые решения — самые правильные» и т.п. Исследователи исходили из предпосылок о том, что личная эпистемология влияет на стратегии и процесс обучения, а также академическую успеваемость студентов. Активные методы преподавания могут помочь улучшить навыки критического мышления студентов, что приведет к улучшению успеваемости.
Результаты тестов позволяют предположить, что активные школьные практики могут развивать одновременно и критическое мышление, и установку на рост. В какой-то момент сама установка на рост может способствовать развитию критического мышления.
Первый этап исследования был направлен на выявление установок учащихся, а в дальнейшем по итогам первого и последующих лет обучения можно будет выяснить, как на них повлиять, рассказал Евгений Терентьев.
«Мы можем проанализировать, какие интервенции со стороны университета могут быть адекватным для этих разных групп студентов, чтобы переключить их на более успешные модели», — пояснил он.