Недавно Банк России продлил ограничения на снятие наличной валюты еще на полгода. Эксперты Вышки рассказали HSE Daily, как эта мера влияет на рубль и на стабильность банковской системы в целом. Они также считают доллары и евро токсичными для россиян.
В начале августа Банк России принял решение продлить ограничения на снятие наличной валюты еще до 9 марта 2023 года. Таким образом, со своих валютных счетов и вкладов можно снять не более 10 тыс. долларов или эквивалент этой суммы в евро.
Снять можно только деньги, поступившие на счет до 9 марта 2022 года. При этом вне зависимости от валюты вклада их выдадут в долларах США или евро. Если же средства получены или куплены позже, их можно обналичить лишь в рублях по рыночному курсу. Банкам разрешено продавать гражданам только евро и доллары, поступившие в их кассы после 9 апреля 2022 года. Юридические лица — резиденты могут получить для оплаты расходов в зарубежных командировках не более 5 тыс. долларов или эквивалент в евро, фунтах или иенах.
«Банк России вынужден сохранять указанные и другие ограничения по наличной валюте в связи с действующими против России санкциями, которые запрещают российским финансовым институтам приобретать наличную валюту западных стран», — говорится в сообщении регулятора.
По мнению экспертов Вышки, рассчитывать на отмену ограничений в ближайшей и среднесрочной перспективе не стоит.
«Ограничение на снятие наличной валюты является прямым следствием западных санкций, а ожидать их скорой отмены не приходится. Сохранится ограничение на ввоз в страну валюты — сохранятся ограничения ЦБ на ее снятие», — считает ведущий эксперт Института «Центр развития» Сергей Пухов.
По его мнению, проблема не в том, есть ли у населения наличная валюта, а в том, что она стала токсичной. Хранить ее в кэше невыгодно: из-за высокой инфляции в мире, в первую очередь в США и еврозоне, она теряет сейчас в стоимости 5–8% за год.
Получить доход с банковского депозита также не получится: ряд российских банков не только перестали начислять проценты, но и стали вводить комиссию за хранение валюты на счетах.
Потратить валюту можно в зарубежных поездках, которые, впрочем, из-за разных ограничений сильно затруднены. Кроме того, россияне не имеют доступа к международным платежным системам, а карту «МИР» принимают в ограниченном числе стран. Перевозка же больших сумм в наличной валюте сразу вызывает подозрения у таможни со всеми вытекающими последствиями.
Таким образом, способов использования долларов и евро осталось мало, и спрос на наличную валюту в России сильно упал.
«По статистике Центрального банка, у населения на руках сейчас порядка 90 млрд долларов, то есть в стране валюта есть. Можно и купить ее в обменниках в пределах разумного, и ввезти из других стран по аналогии с параллельным импортом. Проблема наличной валюты — это лишь проблема курса: чем ее меньше, тем выше курс», — полагает Сергей Пухов.
Сейчас образовался некий дериватив на валюту, говорит директор Банковского института Василий Солодков. «По факту произошел дефолт по доллару: вы можете купить доллары в банке, но по сути это не деньги, а лишь запись на вашем счете. Ни снять, ни перевести в другой банк вы их не сможете. Сможете только продать тому же банку, но по совсем другому курсу. Тот курс, который торгуется на московской бирже, не отражает спрос и предложение при имеющихся деформациях рынка. В реальности приобрести доллары по этому курсу вы не сможете», — пояснил он.
В целом же на стабильность банковской системы валютные ограничения Центробанка никак не влияют. В любом случае, говорит Сергей Пухов, каких-то других решений сейчас быть просто не может.