Будущее высшего и дополнительного образования — за распаковкой и сетевизацией программ. Например, встроив модуль одного вуза в программу другого, можно получить уникальный продукт, учитывающий индивидуальные требования учащегося. Цифровизация вывела возможности для этого на новый уровень. Только такой гибкий подход позволит вузам удержать рынок, считают эксперты, принявшие участие в открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ.
В последние годы студенты стали более требовательны к высшему образованию, говорит Кирилл Зиньковский, руководитель магистерской программы для сотрудников вузов «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ. Им важны не только доступность и качество, но и возможность настроить образовательную программу под свои потребности. Поэтому программы становятся более гибкими. Но они по-прежнему остаются в рамках одного вуза, а значит, с ограниченным выбором возможных траекторий обучения.
Говоря о теме семинара — «Распаковка и сетевизация вузовских программ: цели, результаты, проблемы и выгода глазами практиков», он отметил, что распаковка — это возможность встроить в учебный план образовательной программы одного вуза курсы или модули из других вузов, других образовательных и даже необразовательных организаций. «Цифровизация вывела этот процесс на качественно новый уровень и запустила процесс сетевизации», — полагает он.
Экономические стимулы становятся мощным драйвером для перехода университетов на сетевизацию и распаковку, считает ректор АНО «Университет 2035» Нина Яныкина. Ни один вуз не выпускает полностью готового к работе специалиста, приходится доучивать выпускников в процессе работы на предприятии, говорят работодатели из реального сектора. Предприятия готовы платить за программу, полностью отвечающую их запросам, если бы ее создали, объединившись, несколько ведущих профильных вузов.
Более того, предприятия все чаще доверяют коммерческим образовательным организациям, и их тандемы с вузами могут быть очень востребованными бизнесом.
Кроме денег на рынок давят и другие факторы, отметила проректор по образованию АНО «Университет 2035» Екатерина Любимова. Прежде всего это желание студентов построить свою личную образовательную траекторию и получить гарантию, что с ней они смогут трудоустроиться. Сейчас зачастую им приходится добирать нужные знания и навыки в программах ДПО. Вузы постепенно теряют рынок — не только ДПО, но и высшего образования, подчеркнула она.
«Даже самый большой и хорошо финансируемый вуз в одиночку не в состоянии сделать выбор таким же огромным, каким может сделать сетевая программа. Например, в магистерской программе может быть не более 20 дисциплин. Но чтобы сделать вариативную часть по-настоящему широкой, нужно предложить не 20, а 120 курсов на выбор. Из них реально возьмут штук 50. Это нерентабельно для одного вуза. Поэтому сетевые форматы — это единственный способ для создания индивидуального продукта, уникальной траектории в полном смысле этого слова», — считает Екатерина Любимова.
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Руководитель направления «Высшее образование» компании «Нетология» Ольга Сохнева рассказала об опыте создания совместных программ. По ее словам, контент создается компанией и вузами в равных долях. Кроме того, «Нетология» берет на себя часть, связанную с прямыми маркетинговыми расходами и привлечением аудитории, сопровождение студентов во время обучения, а также стажировки и работу с предприятиями. В свою очередь вуз занимается академическим руководством и обеспечивает стандарты качества организации обучения.
Вышка создает сетевые программы с 2015 года, делится информацией руководитель проектов Online Degree Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Елена Гусева.
«Когда вуз находится в партнерстве с какой-то бизнесовой компанией, идет обмен уникальным опытом. Вузу интересно делать акцент на практико-ориентированных и узкозаточенных программах. Но у вузов может не быть крутых продажников, которые могут правильными словами описать и предложить клиенту такие сложные продукты. Зато они есть у коммерческих компаний. Вуз же гарантирует качество обучения», — пояснила она.
Наиболее популярны сейчас междисциплинарные связки, и таких вариантов будет все больше, рассказал главный архитектор платформы индивидуальных образовательных траекторий Modeus (ИТ-компания Custis) Павел Музыка. По его мнению, в дальнейшем сетевизация поглотит большинство программ.
«Неизбежная индивидуализация и выход за рамки университета приведет к тому, что всем вузам придется эту парадигму принять и реализовать. Те, кто сможет в нее встроиться, сохранив свои интересы и свою самость, выиграют. Кто не сможет — проиграет», — уверен он.
Применение сетевых программ на сегодняшний день однозначно выгодно университетам, подчеркнул заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. Исследование, проводившееся на протяжении двух лет более чем в 50 университетах — участниках федерального проекта «Новые возможности для каждого», показало, что доход от ДПО в пересчете на одного педагогического работника вуза, реализующего такие программы, возрастает вдвое.
«В секторе сетевых программ в прошлом году были задействованы миллиарды рублей. Мы получили уникальные данные о реализации сетевых программ Томским государственным университетом почти на 3 млрд рублей. На сходные суммы были реализованы программы РАНХиГС в рамках федерального проекта “Содействие занятости” национального проекта “Демография”. Сетевые программы очень важны в составе магистратуры: именно они обеспечивают качество образования и возможность наполнения групп в сложных условиях», — рассказал он.
Кроме того, участники семинара обсудили проблему конкуренции между преподавателями ведущих федеральных и региональных вузов при создании совместных онлайн-программ.
Очень важно научиться конкуренцию превращать в партнерство, отметила Елена Гусева.
Существуют разные формы включения онлайн-курсов в учебный план. Речь идет о возможности переквалифицироваться, получить новые знания и научиться не просто сопровождать онлайн-курс, а работать с ним в формате смешанного обучения. «Такие навыки делают специалиста более востребованным на современном рынке образования», — подчеркнула она.
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики