Какую роль сыграют университеты в дальнейшем развитии отечественной IT-индустрии и смогут ли они на равных конкурировать с компаниями из этой отрасли? Можно ли доверить искусственному интеллекту лечить, судить или перевозить людей? Эти и другие вопросы обсуждались на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2022), в которой участвовали представители НИУ ВШЭ.
Проректор университета Елена Одоевская приняла участие в сессии «Проприетарные решения vs free software: какой потенциал хранят в себе вузы для цифрового прорыва?». Эксперты обсуждали импортозамещение в сфере цифровых технологий и перспективы использования программного обеспечения (ПО) с открытым исходным кодом — open source. В отличие от обычного ПО, правообладатель open source предоставляет пользователям право изменять программное обеспечение и его исходный код по своему усмотрению, а также распространять его.
Елена Одоевская, фото: оргкомитет ЦИПР-2022
В России этот вид ПО демонстрирует устойчивый рост, рассказал заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Сергей Наквасин. По данным фонда «Сколково», сейчас программное обеспечение с открытым кодом используют чуть менее 80% российских компаний, а к 2026 году его будут применять более 90%. Что касается компаний-разработчиков, этот показатель достигает 100%, но лишь 10% пользуются российским open source. Среди компаний-заказчиков в мире этот вид ПО предпочитают 90%: половина применяет его в сфере создания и управления базами данных, другая — в сфере безопасности. Объем мирового рынка open source в 2022 году составит 30 млрд долларов.
В России одними из лидеров этого процесса являются университеты, подчеркнул модератор. 73% вузов самостоятельно разрабатывают ПО с открытым кодом, которое содержит в себе искусственный интеллект. Таким образом, смогут ли университеты в дальнейшем конкурировать с IT-компаниями, задал он вопрос спикерам.
Безусловно, так и будет, считает заместитель министра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников. Эта история будет полезна обеим сторонам и приведет к развитию цифровой политики. В прошлом году была запущена программа доцифровизации, напомнил он. Впервые в истории высшего образования вузам предметно были выделены деньги на то, чтобы ликвидировать узкие места в сфере цифровизации. Программа была достаточно эффективной, в результате в каждом университете был создан «цифровой спецназ».
За последние месяцы спрос на отечественное программное обеспечение увеличился на 300%, подчеркнул замминистра. В сфере свободного программного обеспечения у нас уже есть большой задел, но очень много еще предстоит сделать.
Александр Нарукавников, фото: оргкомитет ЦИПР-2022
«Вузы должны стать точками роста, которые будут создавать продукт. Прямо сейчас на базе университетов создаются цифровые решения для модернизации научной и образовательной деятельности. В каждом пятом вузе ведется разработка собственных решений. При этом процесс IT-импортозамещения должен быть плавным и учитывать специфику вузов. Он не должен становиться самоцелью, а должен носить управляемый характер и быть ориентирован на обеспечение устойчивости инфраструктуры, ее достаточности в новых условиях», — отметил Александр Нарукавников.
По его словам, в дальнейшем необходимо повысить качество IT-экспертизы для выбора оптимальных решений в области цифровой трансформации. Также нужно обеспечить создание единого реестра отечественных продуктов, которые разрабатывают вузы и научные организации. Кроме того, необходимо стимулировать разработку и применение в высшем образовании отечественного цифрового образовательного контента, среди которого виртуальные лаборатории, симуляторы дополненной и виртуальной реальности. Приоритет будет отдан взаимодействию вузов, регулирующих органов и бизнеса для самостоятельного обеспечения цифрового прорыва. Важно также обеспечить синергию на основе проектов вузов в коллаборации с IT-компаниями.
НИУ ВШЭ рассматривает университет как бизнес и испытывает такие же трудности, как бизнес, с точки зрения кадров и с точки зрения финансов, рассказала Елена Одоевская. При этом Вышка готова делиться своими цифровыми наработками с другими вузами в рамках цифрового партнерства.
«У нас есть целая смарт-система для образовательной среды, для индивидуализации образовательного обучения. Важно, что все это на базе 1С. Мы готовы делиться, но для того, чтобы это все имплементировать, недостаточно одних только сервисов. Нужно помочь преподавателям и студентам использовать эти средства. Для этого мы разрабатываем методологию цифровых ассистентов и цифровых волонтеров, которые помогают вузовскому сообществу и академическим представителям внутри университета работать в этих системах», — рассказала она.
Чтобы продвигать идею цифровых трансформаций, Вышка с 2019 года реализует бесплатную для других университетов программу «Цифровое партнерство», в рамках которой проводит очные и онлайн-стажировки, запускает программы повышения квалификации, оказывает консультационные услуги. Это фундамент успешной цифровой трансформации высшей школы с учетом политики импортозамещения в условиях ограниченных ресурсов. Программа позволяет обмениваться опытом и масштабировать лучшие практики, развивать компетенции по разработке и поддержке единой системы и технологической инфраструктуры, запускать совместные образовательные и стажерские программы.
Ограничивать развитие могут такие факторы, как дефицит ресурсов и отсутствие инструментов поддержки со стороны регулятора. Чтобы их преодолеть, необходимо создавать условия для формирования цифрового кадрового резерва вузов. Кроме того, важно распространить меры поддержки IT-отрасли как минимум на цифровые блоки вузов, в дальнейшем — на вузы в целом. Для стимулирования цифрового вузовского партнерства необходимо создавать центры тиражирования вузовских IT-продуктов, предоставлять гранты на внедрение уже существующих продуктов в других вузах, в том числе при участии IT-компаний.
По словам проректора по информатизации МГТУ им. Баумана Павла Дермера, некоторое время назад компания Microsoft инициативно прекратила сотрудничество с вузом и он был вынужден выходить из положения доступными способами.
Павел Дермер, фото: оргкомитет ЦИПР-2022
Из 177 наименований программного обеспечения, которые используются в учебном процессе, 11% — собственная разработка Microsoft, а 21% — программное обеспечение, работающее только под управлением ОС Microsoft Windows. Из 12 тысяч учебных программ вуза 79% используют продукты Microsoft, а 37% — ПО на Windows.
«Таким образом, если мы в одночасье откажемся от продуктов Microsoft, мы не сможем обучать 4/5 наших студентов. То есть при выходе на рынок они будут просто профнепригодными», — поделился проректор.
В течение года университет тестировал разные платформы и пришел к следующим результатам. Из 7,4 тысячи имеющихся APM более 3 тысяч на данный момент заместить невозможно. Удалось импортозаместить 4,3 тысячи, из них полностью — только 40%.
Отвечая на вопрос модератора, могут ли вузы конкурировать с IT-компаниями, он обратил внимание, что это задача не только университетов. Это задача промышленности, разработчиков и государства, потому что это большая системная работа.
Проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Боровков рассказал про цифровую платформу по разработке и применению цифровых двойников CML-BenchTM. Благодаря этому продукту Политех сумел разработать более 50 прорывных проектов для 10 высокотехнологичных отраслей промышленности и получить выручку в размере 4 млрд рублей за четыре года.
В дискуссии также участвовала советник первого заместителя председателя Банка России Ирина Романова. Для создания образовательных программ по финтеху ЦБ открыл Финтех Хаб — подразделение департамента финансовых технологий. В его задачи входит повышение уровня знаний студентов и специалистов в области финтеха, решение задач финансового рынка и создание прототипов финансовых сервисов на российском ПО, а также привлечение в Банк России и на российский финансовый рынок новых кадров.
В свою очередь, директор по правовым исследованиям НИУ ВШЭ Руслан Ибрагимов принял участие в сессии «Что общего между цифровым судьей и беспилотным такси: может ли ИИ принимать решения?». Мероприятие было построено в формате батла, где Руслан Ибрагимов и директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов обсуждали возможные риски и необходимое регулирование в этой области.
Руслан Ибрагимов, фото: оргкомитет ЦИПР-2022
В обществе активно идет дискуссия, какие решения можно алгоритмизировать и отдать на откуп искусственному интеллекту, а какие нет, отметил сотрудник Вышки. Например, большую настороженность вызывает то, что напрямую связано с правами человека: здравоохранение, образование, судебная деятельность. То есть немногие россияне готовы доверить ИИ свою судьбу в этих сферах. Поэтому целесообразно было бы создать инструмент, аналогичный оценке регулирующего воздействия, когда законопроект оценивается на предмет возможного влияния на ту или иную часть общества. Это необходимо, чтобы снять чрезмерные риски нововведения.
По мнению Руслана Ибрагимова, в сфере применения ИИ нужен такой же инструмент — оценка гуманитарного воздействия.
«Когда мы говорим о законодательстве в области искусственного интеллекта, мы предлагаем сопровождать его такой оценкой. То есть спросить у граждан, насколько принятие того или иного акта, внедрение цифрового решения или инструмента повлияет на их состояние. Это поможет определить сферы, в которых уже можно внедрять активно цифровые инструменты, а где стоит с этим повременить, и приведет к более сбалансированному регулированию и более эффективному законодательству», — пояснил эксперт.
Этот вопрос уже изучается в Институте права цифровой среды ВШЭ. По словам Руслана Ибрагимова, на стадии предложений в цифровом регулировании экспертам не хватает этической основы, потому что любое право основано на базовых этических принципах, которые в этой сфере пока не наработаны. В целом же вопрос регулирования деятельности ИИ очень комплексный — и технический, и правовой, и социальный, а в конечном счете — политический, подчеркнул эксперт.
Фото: оргкомитет ЦИПР-2022