По оценкам экспертов, один дополнительный год образования в России увеличивает заработную плату в среднем на 6%. Имеет ли значение, работаете вы по специальности или нет? Есть ли смысл инвестировать в высшее образование в целом и в диплом авторитетного вуза в частности? Эти темы обсудили на вебинаре «Рынок труда выпускников вузов и отдача от образования» магистерской программы НИУ ВШЭ «Экономический анализ».
Перед абитуриентами выступил приглашенный эксперт — заместитель директора Института институциональных исследований, старший научный сотрудник Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Виктор Рудаков.
Основная тема — отдача от инвестиций в человеческий капитал, конкретно — разница в заработках групп с различными уровнями образования. Например, между выпускниками вузов и организаций среднего профессионального образования.
«Высшее образование ценится на рынке труда, так как в целом увеличивает уровень человеческого капитала и потенциальную производительность работника. По оценкам Всемирного банка, один дополнительный год образования в России увеличивает заработную плату в среднем на 6%», — рассказал Виктор Рудаков.
На фото: Виктор Рудаков, источник: запись семинара Лаборатории исследований рынка труда
Реальная ситуация выглядит сложнее, объясняет он. На отдачу от обучения влияет «всеобщий переход к высшему образованию» — сейчас в вузы поступает порядка 70% выпускников школ. При недостаточном государственном финансировании образования происходит существенная дифференциация в зависимости от качества учебного заведения. В итоге выпускники наиболее качественных вузов зарабатывают на 23–30% больше тех, кто обучался в вузах с самыми низкими показателями. Таким показателем может выступать, например, средний балл приема по ЕГЭ. Как показывают исследования, один дополнительный балл приносит отдачу в заработной плате выпускников в 1,3–1,5%. Кроме того, зарплата, которую получают выпускники ведущих вузов России, отличается большей устойчивостью.
На отдачу от образования заметно влияет и такой фактор: по полученной специальности выбрана работа или нет. В среднем те, кто работает не по специальности, зарабатывают на 10% меньше и менее удовлетворены своей работой. Однако есть большие различия между выпускниками разных направлений обучения — тех, что позволяют приобрести общий человеческий капитал (социальные науки, гуманитарные науки, услуги), и дающих возможность приобрести специфический человеческий капитал (медицина, юриспруденция), объясняет Виктор Рудаков. Если первые практически не теряют в зарплате, то навыки вторых сильно обесцениваются, как и размер итоговой зарплаты. Специфика российского рынка труда заключается в том, что инженеры, как правило, успешно трансформируются в IT-специалистов, экономистов и консультантов.
Также существенное значение имеет возраст работников. По сравнению с другими странами, в России очень ранний пик заработка — около 42 лет (в странах Европы и США его достигают на 10 лет позже), то есть к 45 годам зарплата у россиян начинает очень существенно снижаться. Можно предположить, что причина в специфике развития нашей экономики, говорит эксперт. Навыки, которые были накоплены в постсоветский период, достаточно быстро обесценились, а навыки тех, кто вышел на рынок труда в более раннем возрасте (например, знание английского языка и компьютерная грамотность), быстро стали очень востребованными.
Работодатели не хотят инвестировать в дополнительное обучение работников, отмечает Виктор Рудаков, «им проще нанять нового, чем переобучить старого», считает он. «Но, возможно, эта ситуация сейчас будет меняться, так как у нас довольно неблагоприятные демографические тенденции. За период с 2008 по 2020 год численность молодежи снизилась на 8,3 млн человек», — объяснил эксперт.
Фото: iStock
Кроме того, есть заметные различия в зависимости от гендерной принадлежности. Несмотря на то что у девушек более высокая академическая успеваемость (в Вышке средний балл девушек — 7,9, а юношей — 7,4), их зарплата ниже, чем у молодых людей (выпускники ВШЭ зарабатывают на 25–30% больше, чем выпускницы). В целом отдача от образования для женщин существенно выше, чем для мужчин, то есть женщины с высшим образованием зарабатывают значительно больше, чем женщины без высшего образования, у мужчин же разрыв не настолько велик. Возможно, поэтому россиянки хорошо образованы (второе место после Канады на 2021 год), но размер их зарплаты составляет 70–80% от доходов мужчин. Эта разница снижается в зависимости от качества вуза.
Среди возможных причин меньших заработков исследователи называют «самоотбор» в более женский и потенциально низкооплачиваемый сектор — социальные и гуманитарные науки, тогда как мужчины все чаще выбирают перспективный IT, рассказывает Виктор Рудаков. Некоторые сферы занятости, выбираемые женщинами, отличаются позитивными нефинансовыми характеристиками. Немаловажны и такие причины, как дискриминация со стороны работодателя из-за ожидания ухода работницы в декретный отпуск и гендерное распределение ролей в домашнем хозяйстве. А также некогнитивные навыки, такие как решительность, принятие риска, самостоятельность в принятии решений.
Кроме того, работодатели очень ценят приобретение опыта работы во время обучения — выше, чем академическую успеваемость. Поэтому значительная часть студентов совмещают учебу с работой, особенно в магистратуре.
Но это нужно делать аккуратно, говорит эксперт. Исследования студентов ВШЭ показали забавный парадокс. Один дополнительный балл по шкале академической успеваемости приносит выпускникам бакалавриата прибавку к зарплате в размере от 9 до 12%. Но для студентов магистратуры ситуация противоположная: один дополнительный балл успеваемости отрицательно влияет на их зарплату, приводя к потере 2–7%. Таким образом, оптимальной будет следующая стратегия во время обучения: хорошо учиться в бакалавриате и совмещать работу с учебой в магистратуре.
Фото: iStock