Внутренний турпоток в мае и июне 2022 года составил 12 млн человек, подсчитали в Ростуризме. Это меньше, чем обычно: по оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), черноморские курорты, составляющие основу летних поездок, могут потерять до 20% путешественников, или свыше 3 млн человек. Куда поехали россияне этим летом и что им предлагает рынок, HSE Daily рассказала приглашенный преподаватель департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса ВШЭ, директор онлайн-платформы для туристических компаний «Мой Агент» Виктория Кизимова.
Пляжный отдых
Доехать до Черного моря в этом году стало существенно сложнее: по состоянию на июль 2022-го закрыты 11 южных аэропортов России. Среди них Симферополь, Геленджик, Анапа и Краснодар, на которые приходилось две трети всех перевезенных к Черноморскому побережью России пассажиров (статистика на сайте Росавиации по этим городам сейчас закрыта).
Вырос спрос на железнодорожные билеты, но, несмотря на усилия РЖД, полностью удовлетворить его объективно невозможно. Этого не позволит сделать пропускная способность железной дороги, отмечает Виктория Кизимова.
Виктория Кизимова, фото: Высшая школа экономики
Многие россияне из близлежащих регионов отправляются до курортов на автомобиле или используют мультимодальную перевозку. Например, летят до Сочи, а от Сочи отправляются до Симферополя на поездах, которые открыли специально в этом сезоне, говорит эксперт.
На формирование предложения существенно повлиял уход с рынка Booking.com и airbnb.
«Существенное количество небольших отелей и частных квартир получало бронирования только через эти ресурсы, почти не развивало дистрибуцию через туроператоров, турагентов или напрямую, без посредников. Такие объекты размещения сейчас ищут решение: размещают информацию на отечественных сайтах-агрегаторах, заключают договоры с туроператорами и осваивают прямое продвижение в интернете», — рассказала Виктория Кизимова.
Многие путешественники отказались от пляжного отдыха в России в этом году, объясняя свое решение перегруженной инфраструктурой. В свою очередь, некоторые отели в Крыму вовсе решили не открываться, в результате образовался дефицит мест.
Знаменитое, неизведанное, родное
Такая ситуация стимулировала рост путешествий по непляжным направлениям. По данным Ростуризма, наблюдается рост турпотока в Кавминводы, Казань, Дагестан, Северную Осетию, Калининград, на озеро Байкал.
«Перечисленные направления этим летом перегружены, они приняли на себя часть пляжного трафика, назовем это так. Эти города и туристические места сложно назвать неизвестными и вновь открытыми. Для них текущая ситуация — это скорее возможность прочно и надолго закрепить за собой звание круглогодичных направлений, изменить подход к межсезонью, изучать своего нового потребителя, создавать новые программы. Все предпосылки есть: транспорт, туристический кешбэк, инвестиции в строительство отелей», — считает Виктория Кизимова.
При этом, отметила она, и другие российские регионы, особенно удаленные и труднодоступные, получили шанс обратить на себя внимание. По ее мнению, в этом году Алтай, Камчатка и весь Дальний Восток примут рекордное количество туристов и увеличат продолжительность сезона. Прежде всего это стало возможным благодаря субсидируемым правительством перелетам, а также субсидиям в программы региональных туроператоров. Так, стоимость перелета во Владивосток почти все лето держалась на уровне 15–17 тысяч рублей, тогда как в прошлом году была почти в два раза выше.
«Я сама в этом году отдыхаю с детьми в Карелии. Мы добирались в семейный лагерь на удаленном карельском хуторе на поезде Москва — Мурманск, билеты на него почти не достать, заполняемость поезда, по моей оценке, более 95%. После хутора мы едем в Петрозаводск. Отель и программу бронировали через местную туристическую компанию заранее, и уже был дефицит номеров», — поделилась Виктория Кизимова.
Точки внутреннего роста
Смогут ли местные объекты размещения конвертировать растущий интерес в долгосрочный и устойчивый рост, во многом зависит от качества их сервиса, подчеркивает эксперт. Именно этого больше всего не хватает российским туристам. Впрочем, недостаточно и самих отелей, других объектов размещения и инфраструктуры — от дорог и кафе до общественных туалетов. Инвестиции в строительство отелей нужны не только на курортах Крыма, но и в других популярных у путешественников регионах.
Кроме создания продукта, необходимо развивать каналы дистрибуции. «Обратите внимание: если международный туризм в основном продается через туроператоров и турагентов, то бронирование отелей и других туристских услуг по России по большей части происходит напрямую. Это связано с отсутствием языкового барьера, визовых формальностей, возможностью использовать связи и рекомендации. Так сложилось в России, что напрямую бронировать отель оказывалось часто выгоднее, чем через туристическую компанию. Отели хотят свои деньги здесь и сейчас от частника по карте, а не от туркомпании по безналу с отсрочкой. И пока будет наблюдаться дефицит отельной базы, такая ситуация будет сохраняться, во всяком случае на пляжных направлениях. Чем больше будет строиться отелей, чем больше будут развиваться удаленные регионы России, тем важнее будет роль туроператоров и турагентов. Клиенту будет сложнее ориентироваться в многообразии продукта, а какие-то туры будет дороже организовать самостоятельно из-за логистики и экскурсионки на месте, как, например, на Камчатке», — убеждена Виктория Кизимова.
Зарубежные направления
Вряд ли Европа получит в этом году более 5–10% от возможного объема российских туристов, полагает эксперт.
Есть несколько важнейших изменений, которые формируют новую реальность. Прежде всего это изменения в авиаотрасли: меньше самолетов, проблемы с поддержанием летной годности в текущих условиях, изменения в дальности полетов, разрешения и запреты на перелеты в страны дальнего и ближнего зарубежья, массовая замена зарубежного ПО на российское. Все это влияет на цену и доступность перелетов.
«В текущем сезоне, на мой взгляд, перелеты по России остаются доступными, на многих направлениях цены ниже, чем в сезоне-2021, за счет субсидий, кешбэка, конкуренции и необходимости использования самолетов внутри России, — рассказала эксперт. — Улететь же за границу в этом году значительно сложнее. Благодаря действиям туроператоров, увеличению частоты перелетов турецких авиалиний и укрепившемуся рублю относительно доступным остается отдых в Турции именно как массовое направление. В целом Турция, а также Сербия, Армения, Дубай, Катар и Бахрейн — это те немногие прямые направления, куда мы можем улететь сейчас. Эти же страны стали для россиян транзитными для перелетов дальше».
Наибольший ажиотаж наблюдается вокруг открытого после COVID-19 Бали и других стран Азии. Свою долю туристов получают Узбекистан и Кыргызстан — не только для открытия банковских карт, но и для путешествий по стране.
Европейские страны меньше интересуют клиентов в плане отдыха: цены на билеты в Европу резко выросли, выдача виз происходит c задержкой из-за сокращения персонала и закрытия некоторых визовых центров, отметила Виктория Кизимова.
По ее прогнозу, в конце лета и осенью россияне продолжат отдыхать в Турции, Абхазии, массово полетят в Египет, ОАЭ, Бахрейн и на Мальдивы, а также в те азиатские страны, которые упростят коронавирусные ограничения на въезд. Кроме того, появляются осторожные прогнозы о возобновлении перелетов между Россией и Китаем.
На фото: Сочи, Краснодарский край / источник: iStock