Организация нового туристского кластера на востоке Татарстана, сочетающего природные достопримечательности, памятники истории и культуры и уникальные объекты промышленного наследия, позволит создать новый центр притяжения на малоосвоенном пока путешественниками востоке республики, создать новые рабочие места и дополнить программу пребывания гостей в регионе, лидирующем по качеству культурной политики и привлечению туристов.
Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», объединяющий НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, провел научный семинар «Стратегические направления развития культурного пространства востока Республики Татарстан».
Открывая семинар, заместитель проректора НИУ ВШЭ, директор Дирекции НЦМУ Мария Нагерняк отметила, что два ключевых направления исследований центра — человеческий потенциал и благополучие населения — трудно изучать без понимания культурного потенциала. Она назвала Татарстан республикой, подающей пример другим регионам во многих сферах социальной и культурной политики. «Думаю, сегодня нам предстоит содержательная дискуссия», — сказала Мария Нагерняк.
Заведующий Центром комплексных региональных программ социально-культурного развития Института социальной политики НИУ ВШЭ, руководитель научного проекта НЦМУ Павел Шульгин назвал Татарстан регионом, ведущим грамотную и последовательную культурную политику, ставшим одним из главных туристских направлений России после Москвы и Петербурга.
Докладчик выделил среди музеев-заповедников столицу древней Волжской Булгарии Болгар и ансамбль Свияжска, признанные наряду с Казанским кремлем и историческими обсерваториями Казанского университета объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Эти музеи по качеству экспозиции и научных разработок соответствуют высокому мировому уровню. Их посещаемость за последние 15 лет выросла более чем в 30 раз. Всего в республике действуют семь музеев-заповедников, каждый из них стал элементом культурного каркаса региона.
Фото: НИУ ВШЭ
По мнению Павла Шульгина, пока восток Татарстана выглядит белым пятном, однако специалисты выделяют его как особую территорию. После взятия Казани войском царя Ивана Грозного в 1552 году и разорения центра Казанского ханства татарское население ушло на восток, где сохранились татарские язык и культура и национальная идентичность, традиционные дома, хозяйства и бытовые практики. На востоке Татарстана работали многие исламские мыслители и просветители. Он отличается и по ландшафту: это взгорья, на этой территории с XVIII века развивалась горнодобывающая промышленность, в том числе добыча нефти, медной руды и белого камня. Наконец, в этом районе расположены малые города с интересной архитектурой: Заинск, Бугульма, Мензелинск.
Докладчик подчеркнул: важно было выявить весь потенциал культурного наследия, культурный ландшафт, определить центр, способный объединить объекты круговым или линейным каркасом в единый маршрут. Он сообщил, что в развитии местных небольших музеев важную роль играет компания «Татнефть», создавшая собственный музей нефти и ее добычи и поддерживающая культурные программы в селах.
Одним из центров будущего маршрута может стать созданный в селе Кичучатово музей религиозного деятеля Ризаэддина Фахреддина, главы мусульман европейской части России в первой трети XX века, фигура которого вернулась в историю в 1990-е годы.
Нынешнее здание музея не является мемориальным, оно стилизовано под традиционный татарский дом, но сохранились две сосны, посаженные еще родителями Ризаэддина Фахреддина, и окружающий село ландшафт. В концепции нового музея-заповедника важно мемориальное значение и сохранение ландшафта. Павел Шульгин пояснил: для музея строится новое здание, а пространство формируется с учетом новейших музейных практик. Чтобы использовать богатую этнографическую коллекцию, вызывающую большой интерес у детей, он предложил создать этнографический музей в традиционном татарском доме с хозяйственными постройками.
В селе также действуют конный завод и ипподром, которые можно использовать для общения туристов с животными, конных путешествий и создания оригинальной экспозиции «Конь в культуре татар».
Наконец, во время экскурсии можно увидеть окружающую природу: ковыльную степь и колонию бобров.
Одновременно предполагается зонирование территории села, благоустройство его центральной части с торговым центром, автобусной станцией и парковкой для индивидуальных путешественников.
Также планируется создать малое туристское кольцо вокруг Альметьевска, включающее, помимо Кичучатово, еще и другие интересные объекты наследия: укрепления Закамской засечной черты, русские, татарские, чувашские и мордовские села, природные объекты (например, Акташский провал), исторические и современные каменоломни.
Создание такого комплексного туристского маршрута продлит пребывание туристов в районе, они будут задерживаться на полный день и ночевку, что стимулирует создание мини-отелей и объектов общественного питания. Центром может стать Альметьевск, где есть гостиницы, рестораны, возможности для вечернего отдыха. Сейчас музей в Кичучатово посещают около 10 000 человек в год. По мнению Павла Шульгина, посещаемость этого малого туристского кольца может вырасти до 150 000 человек, что создаст дополнительные рабочие места в культуре и туризме, вовлечет в новые занятия жителей окрестных сел.
Следующим этапом освоения культурного пространства этой территории может стать формирование большого туристского кольца, включающего Музей нефти в Лениногорском районе, подземный музей добычи медной руды на базе исторических Сармановских рудников и Музей меди, объекты Закамской засечной черты, интересные в этнографическом отношении села, мемориальные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей татарской культуры и исламских просветителей.
Фото: НИУ ВШЭ
«Мы получаем на выходе культурный узел, не повторяющий Болгар и Свияжск, а еще один центр, дающий уникальную производственную специализацию», — подытожил Павел Шульгин. По его словам, это даст импульс для развития 30–50 сельских поселений на востоке Татарстана, увеличит разнообразие туристских объектов в республике.
Директор Института археологии имени А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Айрат Ситдиков согласился с докладчиком. Он пояснил: развитие музеев-заповедников — результат деятельности, начатой еще в 1990-е годы, когда активизировались исследования объектов исторического наследия.
Он подчеркнул: сохранение Древнего Болгара было поддержано на федеральном и республиканском уровне, что позволило раскрыть комплексный объект наследия, сочетающий уникальное городище площадью 400 га с большим числом хорошо сохранившихся памятников археологии и яркое ландшафтное пространство. «Болгар имеет непрерывную историю, село продолжает действовать, с музеями соседствуют дома, где живут люди», — сказал Айрат Ситдиков. Наконец, на раскопках создана международная археологическая школа, где работают специалисты из 42 стран.
В Свияжске эксперт выделил архитектуру и фресковую живопись Успенского собора, а также Музей археологического дерева, в котором восстановлены археологические слои и элементы жилой застройки, что позволяет увидеть развитие древней селитебной части города.
«Мы совершили экскурсию, не покидая аудитории. Мы надеемся, что благодаря сотрудничеству с вами проект получит развитие», — отметила заместитель директора Дирекции НЦМУ Ольга Ворон.
Старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, руководитель направления НЦМУ Василий Аникин отметил: в научной литературе сложился консенсус о том, что сохранение и развитие культурного наследия способствует долгосрочному экономическому росту. Он высоко оценил применение авторами доклада системного подхода к освоению культурного наследия в форме создания культурного пространства региона, указав при этом на возможные социокультурные эффекты такого подхода. Инвестиции, направленные не только в конкретные объекты культурного наследия, но и в систему отношений между ними, позволят укрепить как материальные, так и нематериальные культурные ресурсы и социальный капитал, стимулируют умный и инклюзивный рост местной экономики.
Он напомнил, что, согласно данным последних исследований в Греции, увеличение индекса культурного наследия (измеренного в виде отношения культурного туризма к общему турпотоку) на 1 п.п. увеличивает долгосрочный рост ВВП на 0,13 п.п. Василий Аникин в целом согласился с расчетами авторов доклада, согласно которым общие доходы от развития туризма в регионе могут достичь 3 млрд рублей в год, так как, согласно исследованиям, поток путешественников стимулирует возможности развития местных сообществ, локальных производств и брендов, что приводит к созданию культурно-социального капитала региона, притоку креативного класса и квалифицированных кадров из других регионов. По словам дискутанта, опыт Италии и Греции показывает, что наибольший экономический эффект от инвестиций в культурное наследие отмечается в регионах с низкими и средними доходами, что снижает неравенство в обществе и формирует основу для реализации его человеческого потенциала.
Василий Аникин также обратил внимание аудитории на вероятные риски, снижающие экономические эффекты от развития культурного пространства, среди которых наиболее существенные связаны с затратами на содержание объектов культурного наследия, не генерирующих существенных турпотоков.
Ведущий научный сотрудник Института географии РАН Юрий Веденин уверен, что сохранение и развитие культурного наследия позволяет восстановить жизнь в глубинке, а оно само становится ресурсом социокультурного и человеческого развития. Он обратил внимание на важность использования ландшафта при создании музеев-заповедников и включения элементов культуры в природное окружение. При этом, полагает ученый, важно сохранить и среду обитания местных жителей, традиционные экономические практики населения.
По его мнению, создание культурного каркаса региона поможет решить его социальные проблемы, поскольку привлечение туристов при правильных подходах улучшает инфраструктуру территории. Он также обратил внимание на взаимодействие с местным населением, чтобы оно не воспринимало туристов как врагов, разрушающих привычную среду обитания и мешающих традиционному хозяйственному использованию территории.
Главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин подчеркнул: культурное наследие складывается на стыке человеческого сообщества и осваиваемого ландшафта. По его мнению, разработанный вариант культурного каркаса можно ориентировать на несколько городов, вторым центром нового маршрута может стать, например, Бугульма, бывшая одним из центров освоения пространства этого региона после утраты Закамской засечной чертой защитных функций.
Мария Нагерняк подчеркнула важность вовлечения в культурные проекты детей и молодежи, что способствует ее закреплению в родных местах. «Можно ли говорить о Татарстане как о пилотном регионе?» — поинтересовалась она.
По мнению Павла Шульгина, участие детей и молодежи в культурных программах крайне важно для развития их человеческого и творческого потенциала. Поэтому надо стимулировать интерес детей к этнографической экспозиции Музея Ризаэддина Фахреддина, использовать конезавод и ипподром для привлечения их интереса к другим музейным инициативам.
Участники проекта первоначально предлагали несколько вариантов культурного освоения этой территории, однако управленцы других районов слабо реагировали на инициативы в культурной сфере, а в Альметьевске откликнулись на проект. Павел Шульгин подчеркнул, что на востоке Татарстана выявлен комплекс природных и культурных объектов, способный привлечь большое число туристов. «Мне очень понравилась дискуссия, много записал себе на заметку», — сказал он.
В завершение семинара Ольга Ворон отметила важность темы сохранения и культурного наследия, и культурного ландшафта, которые позволяют развивать территории России.