4 февраля 2022 года в Пекине стартуют XXIV зимние Олимпийские игры. Они будут проходить в уникальных условиях. Это и необходимость жестких ограничительных мер в связи с пандемией, и дипломатический бойкот со стороны США и ряда других стран. При этом Игры собирается посетить президент России Владимир Путин. О возможных политических и коммерческих результатах Олимпиады в интервью HSE Daily рассказал директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин.
— Как Китаю удалось получить право на проведение зимней Олимпиады спустя 14 лет после летней? Разносезонные олимпиады ни разу не проводились в одном городе.
— В 2015 году, когда принималось решение о месте проведения Олимпиады, никто не мог предположить коронавирус и резкое ухудшение отношений Китая с США и Западом вплоть до открытой конфронтации. Возникла особая ситуация: организаторы стремились удержать контроль над расходами и одновременно — не наносить большого ущерба экологии. Китай выдвинул относительно недорогое предложение — всего $3,1 млрд, затем расходы выросли, но этот рост — до $3,9 млрд не был разорительным. Преимуществом Пекина были построенные к летней Олимпиаде 2008 года спортивные сооружения, подготовленная транспортная инфраструктура, мощный аэропорт. Также важным фактором был китайский рынок и предполагавшийся громадный поток туристов, как внутри страны, так и из соседних государств Азии.
Василий Кашин
С климатической точки зрения Пекин также соответствует требованиям, к северу от него есть горы, где можно провести соревнования по горным и беговым лыжам, прыжкам с трамплина и биатлону.
Главная проблема, которая могла вызвать обеспокоенность — плохая экология, но именно в этой сфере Китай успешно выполнил взятые ранее на себя обязательства. Он перевел с угля на газ многие электростанции, ликвидировал ряд вредных производств, благодаря чему экологическая ситуация серьезно улучшилась. Что любопытно, Пекин тогда с небольшим перевесом победил Алма-Ату. Сложно представить себе масштаб нынешних проблем, если бы в 2015 году победила столица Казахстана.
— Насколько опыт проведения Олимпиады в 2008 году помог в организации нынешних игр?
— Это несравнимые по масштабам проекты. В 2008 году Пекин был типичным мегаполисом страны третьего мира, с двумя-тремя линиями метро, громадными пробками и серьезными экологическими проблемами. Тогда при подготовке Олимпиады Китай совершил инфраструктурный и строительный рывок: были построены новые линии, метро, радикально улучшены дороги и инженерные коммуникации. В целом расходы на Олимпиаду достигли $43 млрд, из них на спортивные объекты ушло лишь 10%, все остальное — инфраструктура, в том числе на мощный аэропорт. Это позволило столице Китая развиваться высокими темпами и после Олимпиады. Наконец, Пекин получит опыт приема большого числа спортсменов и зрителей.
— Насколько востребованными оказались спортивные сооружения, построенные к Олимпиаде-2008?
Фото: beijing2022.cn
— Виды спорта отличаются, но очевидно, что организаторы смогут использовать главный олимпийский стадион «Птичье гнездо», построенный к 2008 году, в том числе для церемоний открытия и закрытия и другие объекты, где соревнования проводятся под крышей. В любом случае масштабного строительства не потребовалось, город достаточно развит и новые мегапроекты не нужны, нужны отдельные спортивные объекты и сопутствующие сооружения, поэтому нынешняя Олимпиада будет стоит на порядок ниже прежней.
— Были ли у Международного олимпийского комитета сомнения или внутренние разногласия о времени проведения соревнований, не раздавались ли голоса о необходимости переноса соревнований, как это случилось с Олимпиадой 2020 года Токио?
— Я не слышал о требованиях перенести сроки в связи с ковидом, в нынешней ситуации неясно, зачем и на какие сроки переносить. Международный олимпийский комитет счел, что Олимпиаду надо провести вовремя. Вероятно, на это решение повлияли заверения властей КНР о нулевой терпимости к ковиду, жесткие противоэпидемические меры в стране.
— Какова сейчас в Китае ситуация с коронавирусом? Нет ли подозрения, что власти страны занижают статистику заболеваемости, чтобы Олимпиаду не переносили?
— Сейчас ситуация не вызывает опасений, уровень заболеваемости существенно ниже, чем в подавляющем большинстве стран мира. Я не видел серьезных свидетельств в пользу фальсификации статистики китайскими властями, сейчас речь идет о сотнях заболевших в день. Когда у вас сотни миллионов людей живут в соцсетях, скрыть сотни тысяч заболевших вряд ли возможно, мы бы знали о распространении. Сам масштаб мер, в том числе жесткий локдаун в некоторых городах говорит, что они стремятся держать ситуацию под контролем.
— Как коронавирусные ограничения повлияют на посещаемость соревнований?
— Очень серьезно. Не будут допущены зрители из других стран. До появления штамма «омикрон» предполагалось, что в Пекин и другие места состязаний допустят китайских зрителей. С распространением омикрона все изменилось, продажа билетов прекратилась, китайским гражданам рекомендовали не приезжать в Пекин, зрителей будет намного меньше, чем предполагалось еще несколько месяцев назад.
— Современная Олимпиада — мероприятие не только спортивное, но и коммерческое. Как пандемия скажется на ее финансовых показателях?
— Думаю, очень существенно. До пандемии предлагалось, что Олимпиада будет исключительно прибыльной для МОК и организаторов вследствие большого потока туристов и ограниченным благодаря готовой инфраструктуре расходам. Потом стало ясно, что не будет иностранных туристов, вследствие омикрона сведен к минимуму внутренний туризм, способный вытащить ситуацию. На трибунах окажутся только небольшие группы организованных зрителей, поэтому существенные суммы удастся получить только от рекламы и телетрансляций, что снизит доходы. Однако и сумма расходов по китайским меркам невелика и для бюджета страны не будет существенной.
Фото: beijing2022.cn
Сейчас на первый план выходит проблема провести без серьезных негативных последствий для здоровья. Токийская олимпиада несмотря на ограничительные меры, привела к вспышке заболеваемости. В Китае спортсмены и делегации находятся в изоляции, но есть закон больших чисел, штамм более заразный и это создает риски для стратегии нулевой терпимости. Омикрон считается менее смертоносным, но его распространение все равно может означать, что прежние серьезные ограничительные меры, заморозившие отдельные отрасли экономики и закрытию мегаполисов не сработали.
— Как политические противоречия между Китаем и США и, если говорить шире, Китаем и Западом отразились на Олимпиаде?
— Американцы организовали дипломатическую блокаду, ее поддержали немногие, в частности Великобритания, Австралия, Канада, некоторые европейские страны. Большинство стран континентальной Европы не присоединились к бойкоту. Многие государства предпочли не ссориться ни с США, ни с Китаем и отправят официальные делегации без первых лиц. Показательно, что многие союзники США ее не поддержали. Например, на Олимпиаду приедет президент Польши Анджей Дуда, который намерен встретиться с Си Цзиньпином. В Пекин намерены приехать лидеры Пакистана и Саудовской Аравии, которых также считают союзниками США.
— К чему приведет дипломатический бойкот Олимпиады США и некоторыми союзниками?
— Он неприятен, заметно, что руководители Китая обращают на него внимание, эта тема недавно затрагивалась в беседе министра иностранных дел КНР Ван И с госссекретарем США Энтони Блинкеном. Пекин предпочел бы, чтобы разногласия прекратились на время Олимпиады. Это не влияет на статус игр и коммерческий успех, но омрачает атмосферу и вызывает недовольство Пекина. Бойкот также влияет на освещение игр в западных СМИ, как и накануне и во время игр в Сочи появляется много негативных публикаций
— Насколько важно для Пекина запланированное присутствие Владимира Путина на Олимпиаде?
— Встреча важна, поскольку российско-китайские отношения — это, прежде всего, взаимодействие между крупнейшими компаниями и ведомствами. Некоторые проекты могут застревать из-за разногласий между ведомствами. Поэтому многое решается на высшем уровне и крупные проекты утверждаются на встречах лидеров. До ковида Владимир Путин и Си Цзиньпин встречались 3-5 раз в год, а в последнее время регулярно общались в режиме телеконференций
Встреча в Пекине будет первым личным общением руководителей России и КНР после ковида, она важна для обсуждения новых крупных проектов, в том числе газопроводов «Сила Сибири – 2» и «Сила Сибири – 3», взаимодействия в финансовой и научно-технической сфере. Это происходит на фоне обострения в Восточной Европе и вокруг Тайваня.
Китай впервые выразил поддержку российской позиции по гарантиям безопасности. Москва также поддержала Китай, поэтому вероятно в Пекине прозвучат важные политические заявления.
— После кризиса в Казахстане активно обсуждались возможные противоречия между Китаем и Россией вследствие действий Москвы…
— Думаю, это сильно преувеличивается. Китайские дипломаты не сумели спрогнозировать всплеск внутриэлитной борьбы в Казахстана и поэтому реакция Пекина запоздала. Также, надо понимать, что из-за ряда исторических и иных причин китайское вмешательство в дела страны вызвало бы в Казахстане более резкую реакцию, чем появление войск ОДКБ. Наконец, они покинули Казахстан сразу же после стабилизации обстановки.
— Удастся ли Пекину использовать Олимпиаду для укрепления своего престижа и политического влияния и насколько активны будут попытки дискредитации игр?
— Китай хотел использовать Олимпиаду для демонстрации своих достижений, но на фоне пандемии ориентиры меняются и главное теперь — избежать серьезных потерь. Проводить Олимпиаду в условиях коронавируса – большой риск и отсутствие тяжелых последствий и роста заболеваемости уже будет большим успехом и демонстрацией эффективности госаппарата и здравоохранения. Скорее всего, СМИ будут использовать тему нарушения прав человека, в том числе спортсменов, которые что-то захотели выразить, использование в производстве продукции для Олимпиады принудительного труда, или продукции, произведенной в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Фото: beijing2022.cn