В новых геополитических условиях России стоит руководствоваться своими интересами, рассчитывать преимущественно на свои ресурсы, оставаясь при этом частью глобальной экономики. Необходимо обеспечить свободу предпринимательства внутри страны, модернизировать систему образования — эти и другие задачи предстоит решать стране в ближайшее время, полагает научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ставший участником сессии «Новые реалии нового мира: игра без правил?» на Петербургском международном экономическом форуме.
«Наша задача — оценить характер и глубину этих перемен, понять, какое значение они имеют для России. Какие-то правила игры остались?» — обратилась к участникам сессии модератор, ведущая телеканала РБК Элина Тихонова.
«Позиция Запада — это игра без правил, торговые и финансовые санкции идут по беспределу! Какие договоренности могут быть?» — эмоционально отреагировал президент ВТБ Андрей Костин. Он отметил, что Россия честно выполняла прежние правила, созданные Западом без ее участия, но отказалась от их выполнения, когда ее начали, по выражению банкира, «теснить» и «отжимать». Он считает, что вступление стран Балтии в НАТО, стремление Грузии вступить в Североатлантический блок и, наконец, события на Украине оставили нашей стране мало жизненного пространства.
Андрей Костин, фото: Евгений Реутов / Фонд Росконгресс
«Мы сказали, что эти правила нас не устраивают», — напомнил Костин. Он считает, что понимание произошедших изменений ускорит формирование новых подходов в экономике и общественной жизни. На этой основе Россия может договариваться о новых правилах игры с Западом.
По мнению помощника президента РФ, выпускника ВШЭ Максима Орешкина, события последних месяцев подтвердили: каждая страна должна руководствоваться в первую очередь своими интересами и не надеяться на помощь извне.
«Мы своих правил не меняли: мы верны международному праву, Уставу ООН, мы добиваемся, чтобы нас уважали, чтобы наши предложения по стратегической безопасности рассматривались серьезно», — добавил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин.
Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов сделал акцент на негативных изменениях в науке и образовании. «Всегда были незыблемыми правила: есть глобальное облако результатов, глобальное облако знаний и контактов, в него все допущены, оно бесплатно, поощряется доступ к контактам. Сейчас впервые в мировой истории делаются попытки исключить российских и белорусских ученых из этого облака контактов, удалить наших студентов, не дать возможности увидеть новые знания и представить свои. Это фундаментальное изменение такого же масштаба, как посягательство на чужую собственность, бессудное наказание людей санкциями», — сказал он. Сейчас Запад сломал все инструменты, все ценности, на которых базировалась система доверия в международных отношениях: от валюты и права собственности до открытости образования и науки, культуры и искусства.
Ярослав Кузьминов, фото: Максим Григорьев / Фонд Росконгресс
Однако ситуация не безвыходная, считает Ярослав Кузьминов: в мире есть силы, которые противостоят тенденции слома базовых принципов. Есть заявления государственных деятелей, которые говорят, что существуют красные линии, которые они не хотели бы переступать. Он привел пример министра финансов США, заявившего, что идея конфискации российских авуаров перечеркнет доверие к американской финансовой системе. Это не означает, что он симпатизирует России, но такие политики и чиновники борются за сохранение инструментов доверия, которые стабилизируют глобальное общество и глобальную экономику.
Андрей Костин полагает, что новая ситуация в финансовой сфере требует новой, дедолларизованной системы расчетов. Универсальный способ расчетов удобнее, но сейчас расчетная единица становится оружием. «Наши экономические партнеры боятся даже не военного потенциала США, не ядерного оружия и даже не их экономической мощи, они боятся быть отключенными от доллара, который стал сильнейшим оружием, позволяющим Вашингтону доминировать и пугать», — отметил банкир.
Ведущая предложила обсудить, останется ли отечественная экономика открытой.
«На Западе очень хотят, чтобы мы стали закрытой экономикой, но они поверили в свою исключительность, в свой статус. Но статус должен поддерживаться доверием к институтам, к валюте, которое было подорвано из-за системных ошибок. Хотели изолировать нас, но они изолируют сами себя, все меньше стран хотят вести отношения с ними», — уверен Максим Орешкин. Он сравнил доллар с наркотиком, на который подсажен весь мир, не осознавший пока, что это наркотик, а не благо.
«Можно ли говорить, что возникает новое доверие в экономике?» — спросила Элина Тихонова у научного руководителя ВШЭ.
«В экономике всегда присутствуют и доверие, и недоверие. Экономика немыслима без доверия, институтов, будь это валюта, право собственности или правила международной торговли. Это и недоверие: мы всегда оцениваем риски. Например, ставка по кредиту — это оценка риска банком. Сейчас доверие к международным институтам, которое складывалось десятилетиями, серьезно поколеблено не только в России», — ответил он. Нарастает волна недоверия к институтам, которыми управляет в своих интересах коллективный Запад.
Что касается уровня доверия внутри российской экономики, то это производная от плотности экономических связей. «Если будут укрепляться связи между российскими предприятиями и потребителями, будет расти доверие и к институтам, которые будут его оформлять», — констатировал научный руководитель Вышки.
Ключевым элементом доверия он назвал систему выращивания собственных брендов. Наша экономика ориентировалась на глобальные бренды, владельцы которых сосредоточены в узкой группе стран. Нам надо заместить европейские бренды не турецкими, а собственными. «У нас есть прекрасные бренды в образовании и культуре. Создание новых брендов, которые могут расширять доверие вокруг себя и утверждать авторитет российской экономики, — это первая и главная ее задача», — полагает Ярослав Кузьминов.
Научный руководитель ВШЭ уверен, что выход России из Болонского процесса не поколебал репутации отечественного образования. Сейчас звучат призывы отменить многоступенчатую систему, принятую в рамках болонской системы, вернуться к специалитету. Но формула «4 года бакалавриата и 2 — магистратуры» уже устарела, считает Ярослав Кузьминов. Надо подумать над формулой «2+2+2»: сначала студент получает фундаментальное образование, потом выбирает, кем он будет — историком, экономистом, инженером или разработчиком. «Главная тенденция — расширение свободы выбора человека при получении образования, возможность менять направление обучения», — полагает он.
По его мнению, важно восстановить фундаментальное инженерное образование. Снижение качества подготовки по некоторым направлениям произошло, поскольку обучение по ним не продлили до 6 лет, а упаковали в 4 года. «В ряде случаев нам точно надо возвращаться как минимум к 5-летнему циклу, в том числе и в подготовке юристов, востоковедов, историков. Мы имеем пятилетний бакалавриат по этим направлениям, потому что за 4 года невозможно подготовить квалифицированного специалиста», — объяснил научный руководитель ВШЭ.
Участники сессии обсудили также новые международные правила.
Андрей Костин уверен, что России следует, не отказываясь от многостороннего сотрудничества, выстроить отношения, учитывающие ее подходы к безопасности и экономические интересы.
Ярослав Кузьминов считает, что Россия сейчас должна максимально использовать собственные ресурсы. Не отказываясь быть частью глобальной экономики, не отказываясь от возможностей международного разделения труда, заимствуя, что полезно, следует настойчиво защищать свои интересы на мировой арене. Для реализации собственного потенциала нужна новая экономическая свобода для каждого предпринимателя, максимальный учет интересов человека, способного создать что-то новое. «Следующий этап нашей жизни — оформление пространства новой экономической свободы внутри страны», — подытожил он.
В сессии также приняли участие гендиректор Мариинского театра Валерий Гергиев, первый заместитель руководителя аппарата правительства Валерий Сидоренко и гендиректор VK Владимир Кириенко.
Фото: iStock