Транспорт, среда, сообщества: как развивать современные города

Фото: iStock
Фото: iStock

Более 350 специалистов в области городского развития собрались на ежегодной конференции ФГРР НИУ ВШЭ, чтобы обсудить, как меняются российские города и какие решения требуют новые социальные и экономические условия. Центральными темами стали качество городской среды, транспорт и креативная экономика.

Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ (ФГРР) провел международную научную конференцию, посвященную основателю Высшей школы урбанистики Александру Аркадьевичу Высоковскому. Ключевыми пунктами повестки этой конференции стали экономика города, социальная инфраструктура и качество жизни, транспортная инфраструктура, развитие городской среды, идентичность и сообщества. Участники, исследователи и практики со всей России обсудили комплекс проблем, связанных с планированием городских пространств и транспорта, развитием социальной и коммунальной инфраструктуры, использованием культурного и исторического наследия для создания и роста креативной экономики, сохранения малых и средних городов и другие вопросы. 

Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ проводит конференцию имени А.А.Высоковского ежегодно. С 2025 года она разделилась на форум, где представляют результаты практической работы, и конференцию, презентующую итоги научных исследований. Факультет опубликовал записи секций и круглых столов на своей странице ВКонтакте.

«Конференция в этом году посвящена рефлексии урбанистики как научной и практической дисциплины и размышлениям о профессии урбаниста и его задачах сегодня. Лично мне интересно услышать не только анализ того, как и почему развивались города, но и увидеть образ будущего. Шаг на пути к этому – выступления студентов в формате «Печа-куча»: важно понимать, о чем думают молодые умы сегодня и как понимают проблемы и задачи урбанистики», — рассказал декан ФГРР Евгений Михайленко.

Как изменилась урбанистика за 15 лет

Открывая пленарную сессию «Пятнадцать лет профессии урбаниста: от становления школы к осмыслению пути», руководитель Высшей школы урбанистики Руслан Гончаров отметил, что за прошедшие годы урбанистика прошла путь от малоизвестной сферы деятельности до одного из ключевых направлений социально-экономического развития страны. Сейчас на ФГРР учатся около 600 студентов и работают более 100 уникальных специалистов. «Импульс, данный Александром Аркадьевичем, определил направление нашей работы и продолжает заряжать нас новой энергией, – сказал он. — За прошедшие годы факультет и школа стали центром профессиональных дискуссий и центром притяжения лучших экспертов отрасли и развития исследований».

  Руслан Гончаров  

Он подчеркнул, что большое число заявок на конференцию от студентов позволяет быть уверенным, что урбанистика будет стремительно развиваться.

По мнению Руслана Гончарова, главный критерий оценки деятельности урбаниста – повышение качества жизни горожан, учет их мнений и вовлечение жителей в решение городских проблем. Он подчеркнул тесную связь исследований и практики, поскольку ученый должен понимать, как можно использовать его работу, а практик – на чем основаны его решения.

Связь исследований с практикой

Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева отметила важность междисциплинарных исследований, позволяющих рассматривать город с разных сторон. 

Модератор сессии, профессор департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Ирина Абанкина подчеркнула, что исследователи из разных научных сфер нашли в Вышке пространство для содержательного диалога.

  Ирина Абанкина  

Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР Михаил Блинкин уверен, что без проектных практик городские исследования ограничены и остаются красивыми разговорами, поэтому важно реализовать их результаты в устройстве города. Он выразил уверенность, что наука городских исследований, меняющаяся под влиянием новых технологий, будет востребована, поскольку человечество не проживет без устройства городов и других населенных пунктов.

На пленарной сессии также выступили профессора ВШУ Александр Пузанов, Дмитрий Наринский и Эдуард Трутнев.

Транспортные реформы и поведение горожан

Второй день конференции был посвящен обсуждению инфраструктурных проблем и вопросам развития городов разного типа и масштаба.

На сессии «Гиперссылка на комфорт: как сделать общественный транспорт привлекательным» была представлена серия докладов о влиянии различных элементов общественного транспорта на готовность горожан пользоваться им и отказаться в его пользу от поездок по городу на личном автомобиле.

Приглашенный преподаватель ВШУ Александр Рыжков, работающий также в Папском католическом университете Сантьяго (Чили), представил доклад «Влияние транспортной реформы на привлекательность общественного транспорта: пример Екатеринбурга». Он отметил, что во многих городах обновляется подвижной состав наземного транспорта и меняется билетная система, позволяющая в том числе оплачивать поездки банковской картой. Важно изучить, как отдельные компоненты реформы влияют на пассажиров, повышают ли нововведения привлекательность городского транспорта для горожан, привыкших к использованию личного автомобиля.

Александр Рыжков

Докладчик рассказал об исследовании, основанном на онлайн-опросе 720 жителей города. Респондентам предлагалось несколько вариантов гипотетического маршрута, позволяющему варьировать время в пути, вид транспорта, число пересадок и вероятность/невозможность оплатить поездку картой. Выяснилось, что электротранспорт привлекательнее автобуса, трамвай привлекательнее троллейбуса, а метро — трамвая. Одновременно расчеты с применением регрессии показали, что новизна транспорта влияет на готовность к поездке меньше, чем состояние салона. Существенно важнее возможность оплаты картой, необходимость расчета наличными воспринимается как некомфортная. Кроме того, бесплатная пересадка создает небольшой негативный эффект на желание пассажира использовать данный маршрут, а необходимость повторной оплаты — значительный отрицательный эффект. Время пересадки также влияет на удовлетворенность поездкой.

Результаты исследования позволяют сделать выводы о необходимости развития электротранспорта и бесплатных пересадок, а также о важности контроля за работой оборудования для оплаты. Кроме того Александр Рыжков полагает, что следует обратить внимание на создание более выгодной системы многоразовых проездных билетов, а обновление подвижного состава не должно быть самоцелью.

Соцсети как критерий качества

Студент магистратуры «Социология публичной сферы и цифровая аналитика» стажер-исследователь Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Федор Грозовский представил доклад «Изучение удовлетворенности граждан общественным транспортом через обзор социальных сетей». Он использовал интеллектуальный анализ соцсетей, проанализировав более 1 млн комментариев и постов, а также данные опросов в ста городах страны без учета Москвы и Санкт-Петербурга.

Федор Грозовский

На основе анализа был составлен рейтинг городов. Лидерами по удовлетворенности работой городского транспорта стали Грозный, Мурманск, Череповец и Южно-Сахалинск. Результаты не всегда коррелировали с индексом качества подвижного состава, где лидером стала Пермь. Среди аутсайдеров оказались Дзержинск, Шахты, Рыбинск и Петрозаводск.

На сессии также были представлены доклады Полины Ходыкиной (ИТМО) «Узел-место в анализе пересадочных станций МЦД-метро», Михаила Чапаева (Институт наук о земле СПбГУ) «Территориально-коммуникационное развитие станций пригородного железнодорожного сообщения в Санкт-Петербурге», сотрудников лаборатории урбанистических исследований Санкт-Петербургской школы социальных наук НИУ ВШЭ Екатерины Степанова и Тихона Крушинина «Что не так с трамвайными концессиями? Анализ неудач трамвайных концессий в России». Модератором сессии выступил ведущий эксперт ФГРР Андрей Борисов.

Малые города: развитие, ограничения и потенциал

На круглом столе «Малые города: перспективы сохранения и развития» обсуждались особенности ситуации в небольших городах и возможность их развития и сохранения с учетом особенностей традиций и нынешней функциональности. Такие города составляют около 70% всех городов России, там живет более 11% населения страны.

Доцент ВШУ Денис Мокренский обратил внимание на отсутствие четко закрепленного понятия «малый город». Например, в стратегии пространств развития РФ указано, что это город с населением менее 50 тысяч, а в строительных правилах в них включаются и поселки городского типа. Однако в постановлении правительства о предоставлении средств на реализацию лучших проектов развития комфортной городской среды в их число включены города с населением до 300 тысяч человек, разделенные затем на подгруппы.

По его мнению, многие проблемы развития малых городов вызваны историческим контекстом: одни развивались как центры сельской среды, другие как моногорода в советское время. Лишь в четверти малых городов за последние годы отмечался рост числа горожан, остальные испытывали трудности, связанные с депопуляцией и старением населения, а также малых размеров рынка, из-за которых бизнес не может масштабировать свои проекты. Лучше развиваются города, находящиеся в орбите крупных агломераций.

Денис Мокренский

Докладчик также обратил внимание на важность снижения зависимости городов от градообразующих предприятий, диверсификации занятости, развития малого и среднего бизнеса. Значимую роль в решении проблем играют агломерационный фактор, транспортная доступность и сетевые связи между малыми городами, а также качество управления и участие в федеральных программах.

Денис Мокренский отметил, что в городах-спутниках, расположенных в 50 и менее км от крупного центра — например, Сергиев Посад или Коломна в Московской области, — за счет тесных связей с мегаполисом развиваются сервисные функции и жилищное строительство, что создает условия для развития и роста населения. Схожие эффекты могут наблюдаться также в городах, расположенных менее чем в 150 км от крупных, — они также обладают потенциалом.

Существенно хуже ситуация в удаленных (более 150 км от регионального центра или другого крупного города) и изолированных городах, не имеющих прямого сообщения по твердой дороге. Такие чаще и интенсивнее теряют население и нередко деградируют.

Особое положение занимают малые приграничные города, которые могут развиваться за счет международной торговли и туризма, но сильно зависят от мировой экономической и политической конъюнктуры.

Докладчик полагает, что для всех малых городов, несмотря на различие ситуаций, важны диверсификация занятости, высокое качество городских властей, включенность в агломерации и участие в федеральных программах развития.

Креативные индустрии как драйвер локального развития

Заведующий Научно-образовательным центром Ивановского государственного университета «Городские и региональные исследования» Михаил Тимофеев представил доклад «Практики развития креативных индустрий в малых городах Ивановской области». Он напомнил, что Ивановская область известна центрами лаковой миниатюры, Палехом и Холуем. Одновременно сформировался креативный сектор в ткацком производстве Шуи, которое сотрудничает с музеями и кафедрой дизайна вуза и совместно с ними создает коллекции.

Также создана сеть центров ремесел, но только три из них расположены в малых городах и близлежащих селам. Например, в городе Юрьевец работают десять ремесленников и еще столько же в ближайшем селе. Одновременно там начинает развиваться гастроиндустрия, в кофейне «Чертог» продаются изделия местных мастеров. В малых городах также живет немало художников, но за редким исключением, у них нет возможности демонстрировать свои произведения.

Фото: iStock

По мнению докладчика, наибольшего внимания заслуживает производство одежды и предметов декоративно-прикладного искусства. Он сообщил, что швеи, изготавливающие трикотаж и банные полотенца, очень востребованы местными предпринимателями.

Еще одним сектором стали сыроварни, что породило рост гастрономического туризма в Плесе, Гавриловом Посаде и Кинешме.

Михаил Тимофеев посетовал, что некоторые традиционные ремесла исчезли, сейчас под угрозой закрытия оказалась одна из фабрик в Шуе. Городские активисты обратились к областной администрации с требованием признать промысел важным. В области нет региональной программы поддержки креативной экономики, и все ремесленники просят освободить их из-под действий программы «Честный знак», усложняющей производство и повышающей стоимость продукции.

Экономика, демография и пространственное развитие

На круглом столе также выступили: эксперт ВШУ Алексей Зайцев, директор Центр пространственного анализа и региональной диагностики РАНХиГС Дмитрий Землянский, гендиректор фонда «Институт экономики города Александр Пузанов, заведующая научно-исследовательской лабораторией регионального анализа и политической географии России Географического факультета МГУ Мария Горячко, руководитель аналитического отдела Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Ольга Грицан, управляющий партнер Центра геодемографии и пространственного развития МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Панин, заведующий лабораторией Региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков и ведущий научный сотрудник Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Никита Мкртчян. Модератором сессии выступила директор Института региональных исследований и городского планирования ФГРР Дарья Кислицына.

«На конференции за два дня удалось собрать более 350 исследователей. Высокий интерес к конференции можно расценивать как запрос сообщества к большой академической дискуссии вокруг городов. Профессиональные форумы только отчасти решают проблему, поднимая самые актуальные для практики вопросы. Нам есть куда стремиться в будущем, расширяя программу мероприятий, приглашая и поддерживая всех желающих представить свои мысли об урбанистике в широком смысле этого слова», — подытожила заместитель декана ФГРР НИУ ВШЭ по научной деятельности Диана Кодзокова.

Дата публикации: 27.11.2025

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: