Введение против России санкций, а также уход из страны группы зарубежных компаний привели к резкому сокращению объемов импорта потребительской и промышленной продукции. Одним из решений этой проблемы стало введение элементов параллельного импорта, когда товары ввозятся без разрешения производителя и правообладателя. Директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов полагает, что в текущей ситуации правительство могло бы пойти на более эффективные шаги и полностью легализовать параллельный импорт, а не ограничиваться половинчатыми мерами.
Легализация параллельного импорта в России должна была привести к качественно другому уровню наполнения рынка, значительному расширению ассортимента, заметному снижению цен, быстрой доставке за счет организации альтернативных логистических цепочек. Однако этого в полной мере так и не произошло. На прилавки стали попадать товары, которых до сих пор в России не было, продукция ушедших брендов также постепенно возвращается в магазины, но цены по многим позициям не снизились, а ассортимент не восстановился, сроки доставки выросли и т.д.
Алексей Иванов, фото: Высшая школа экономики
Дело в том, что на самом деле параллельный импорт в России полностью не легализован, отмечает директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов. Минпромторгом России был принят набор решений, которые, по его мнению, можно назвать гибридными и временными.
Федеральный закон от 08.03.2022 №46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 13 ч. 1 и ч. 3 ст. 18) не отменяет, а «замораживает действие» ряда положений Гражданского кодекса и разрешает параллельный импорт на короткий срок. «Такая конструкция не позволяет формировать прочные и долгосрочные торговые связи, выстраивать логистику, а также сохраняет высокие риски при входе на рынок», — считает эксперт.
Например, недавно из перечня исключили три бренда популярных товаров, в доставку которых предприниматели наверняка уже вложились. Из-за запутанности таможенных процедур товары тормозятся, отправляются на склады временного хранения, что тоже приносит бизнесу дополнительные убытки. Кроме того, возникают другие риски, например связанные с включением и исключением товаров из списка. Временный режим не обеспечивает должной правовой определенности и гибкости, так как список постоянно меняется, а потребность в товаре формируется, опережая его редакцию. При этом сохранены административные системы контроля за параллельным импортом.
«Таким образом, сегодня в России действует некая гибридная система регулирования параллельного импорта: региональный принцип исчерпания исключительного права в сочетании с утверждаемым Минпромторгом России перечнем, который вводит исключения из действующего регионального принципа для отдельных групп товаров», — поясняет Алексей Иванов.
Гибридный характер введенной системы делает ее не очень интересной для мелких и средних предпринимателей, а комфортен для крупных дилеров, что сокращает конкуренцию на рынке и не способствует снижению цен, считает эксперт: «В этой ситуации ценообразование хаотично, оно зависит от логистики, ажитации и спекуляции».
Алексей Иванов выступает за «демократизацию внешней торговли», то есть введение полноценного механизма параллельного импорта, который должен осуществляться без всяких списков широким кругом предпринимателей, в первую очередь малым и средним бизнесом — «новыми челноками».
Что касается вопросов гарантийного обслуживания и опасений по поводу роста объемов контрафакта, эти вопросы не имеют прямого отношения к параллельному импорту, отмечает он. По российским законам гарантийные обязательства ложатся как на производителя, так и на продавца и никак не зависят от того, кто именно перевез товар через границу и продал конечному потребителю. В части контрафакта, если продавец привез и продал поддельную продукцию, он отвечает за это в рамках закона.
Более того, как показывает практика, торговля контрафактом — это крупный бизнес, которым занимаются преступные группы, и нередко реализация подделок идет путем подмешивания в партии официальных поставок. «Предприниматель — параллельный импортер очень дорожит своей репутацией, и его бизнес построен именно на продаже оригинальных брендовых товаров, просто купленных в тех странах, где они стоят дешевле», — уверен Алексей Иванов.