Датацентричное госуправление: как экономика данных изменит качество жизни

Фото: iStock
Фото: iStock

Управление на основе данных позволит государству быстрее и эффективнее понимать потребности и выполнять запросы граждан и бизнеса, повышать качество предоставляемых услуг. Однако масштабное использование новых инструментов управления требует повышенного внимания к защите информации, применения новых организационных принципов, а также повышения квалификации и цифровых навыков госслужащих.

В Вышке состоялся круглый стол, посвященный выходу в издательском доме университета монографии «Датацентричное государственное управление. Концепция, риски, барьеры». Мероприятие было организовано Международной лабораторией цифровой трансформации в государственном управлении Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Модератор круглого стола, исполнительный директор Центра передового опыта по данным и аналитике Сергей Черемисин, отметил: термин «датацентричное управление», подчеркивающий ключевое значение данных в деятельности органов власти, уже укоренился в экспертной и управленческой среде. Сейчас важно выработать единые принципы и стандарты обработки и предоставления данных пользователям.

Экосистемы данных для государства

Заведующий Лабораторией цифровой трансформации в госуправлении Евгений Стырин подчеркнул: тренд датацентричного управления наметился недавно, однако растущая зрелость технологий, переток многих процессов управления в цифровой формат требуют быстрой адаптации цифровых решений в госсекторе. Это создает новые возможности и идеи для работы органов власти. 

Государство накопило много разнообразных данных о гражданах и бизнесе, возник вопрос об их качестве и возможности использования в интересах эффективного управления. Отчасти управленцы обратились к опыту бизнеса, применявшего данные для удовлетворения спроса на качественные сервисы от своих клиентов и наработавшего опыт и решения, приемлемые в сфере госуправления. 

Эффективное использование данных требует от госорганов прежде всего понимания того, чего они хотят добиться с их помощью. Далее начинается работа с самими данными для наращивания их качества и снижения рисков их неправомерного использования или утечек.

Евгений Стырин сообщил: соавторы монографии стремились изучить международный опыт и тренды внедрения и развития системы датацентричного управления в бизнесе и госуправлении, связанные с изменившимися институтами и нормативной базой, нацеленной на обеспечение защиты и регулирование использования данных, принадлежащих гражданам. «Мы даем рекомендации, как двигаться к системе датацентричного управления, описывая возможные подходы, а также риски и проблемы», — сказал эксперт Вышки.

Он подчеркнул, что применение цифровых технологий не отменяет наработок традиционной бюрократии и механизмов нового государственного менеджмента, основанного на результативности. Их применение повышает информационную прозрачность управления и требует сочетания инноваций и традиционных управленческих технологий. Эти эффекты можно, в частности, реализовать в налоговой сфере, экспортной и таможенной деятельности.

Фото: iStock

Отдельный вопрос — как оценить эффекты управления на данных. Единых методик их оценки нет, но подходы и наработки расчета материальной выгоды и выигрыша времени есть. Надо понимать, зачем вкладывать в эти изменения, чем это полезно для органа власти, и наконец найти баланс между вероятными рисками при передаче данных гражданином государству и получаемыми взамен благами. «Это может быть не только материальный (экономический), но и социальный эффект», — уточнил Евгений Стырин. 

Сейчас при формировании нацпроекта «Экономика данных» важно учитывать задачу достижения технологического суверенитета и обеспечивать периметр безопасности, поскольку от этого будет зависеть отношение граждан к передаче данных и связанным с ними инструментам управления.

Для развития новых методов управления потребуются кадры, сочетающие понимание требований госсектора и знание потенциала цифровых технологий, которые будут с помощью силы данных стремиться быстро реагировать на внешние запросы от граждан и бизнеса.

Еще одной важной темой исследований, затронутой в монографии, стало цифровое доверие, механизмы и технологии, позволяющие обеспечить работу органов власти с большими наборами данных, сохранив их безопасность и надежность с точки зрения отдельного гражданина, поскольку в обществе заметна высокая тревожность из-за частых изменений в цифровых продуктах, применяемых в здравоохранении и социальной сфере, к которым гражданам трудно быстро адаптироваться. Многие граждане не опасаются использования данных государством в различных отраслях, но, например, в здравоохранении доверие к использованию данных — очень чувствительный и серьезный барьер. Поэтому фактор доверия важно регулярно замерять с помощью системы показателей и стремиться к высоким значениям этих показателей.

Фактически с помощью таких национальных проектов, как Национальная система управления данными (НСУД) и Гостех, можно создавать экосистемы данных для государства, формирующие образ прозрачной и понятной для граждан власти, способной отчитаться о своих проектах. 

Еще одним барьером в создании датацентричного управления Евгений Стырин назвал сбор ненужных и нерелевантных данных, поскольку на их сбор, обработку и хранение уходят значительные средства. 

Для эффективного цифрового госуправления требуются единые модели данных, технологии их обработки, облегчающие обмен, а также избегание дублирования, верификация надежных систем обработки и защиты данных и обучение кадров. Для эффективного обмена данными в госсекторе потребуется снятие нормативных барьеров, доступ к новейшим технологиям, надежные решения по защите персональных данных, наконец, обеспечение неотвратимости наказания нарушителей правил их использования.

Налоговая человекоцентричность

Начальник отдела управления пользовательским опытом и трансформации продуктов, услуг и сервисов Управления организационного развития и пользовательского опыта ФНС России Александр Ляликов сообщил об опыте цифровой трансформации налогового администрирования. 

Сейчас ФНС аккумулирует данные о 149 млн физических и 3,2 млн юридических лиц, 4,3 млн индивидуальных предпринимателей и 10 млн самозанятых, зарегистрировано 84 млн объектов недвижимости, 60 млн транспортных средств. Через ФНС ежегодно проходит около 47 трлн рублей собираемых средств. Такой объем невозможно администрировать без цифровых решений. Сейчас в ведомстве около 100 информационных систем, объединенных на платформе «АИС “Налог-3”». Также на платформе находятся данные ЗАГС, которые оцифрованы и объединены в единую цифровую среду.  

В ФНС России развиваются интерактивные сервисы, сейчас их более 70, причем служба перешла к сервисной модели, когда сервисы на платформе ФНС облегчают гражданам выполнение требований службы. 

Фото: iStock

Он подчеркнул: ключевой принцип работы сервисов — человекоцентричность, которая позволяет гражданам не взаимодействовать непосредственно с представителями налоговых органов. Среди таких проектов — сервис для плательщиков профессионального налога, обеспечивающий для 10 млн самозанятых возможность легально заниматься своим делом, и экспериментальный сервис, рассчитывающий размер уплаты налогов по данным, полученным от кассовых аппаратов. 

Также создан единый регистр населения, где значится 143 млн индивидуальных записей и 18 млн семей, создан уникальный идентификатор каждого гражданина. 

Представитель ФНС сообщил: главным барьером для цифровизации остается избыточный документооборот, в цифре значительна доля бессодержательного обмена данными.  

Александр Ляликов уточнил, что ФНС стремится автоматизировать рутинные операции, но для цифровых решений требуются время и деньги. Отчасти эти задачи решаются через программных роботов, переносящих данные из таблиц в облачные системы хранения, популярно и применение искусственного интеллекта в аналитических целях. В частности, он используется для анализа чеков кассовых машин, что позволяет вести ежедневный мониторинг цен и объемов потребления основных товарных групп, видеть онлайн фактическую деятельность компаний.

Также применяется майнинг — технология анализа и улучшения бизнес-процессов на основе цифровых следов, позволяющая отследить процесс и увидеть, где он тормозится и как его улучшить.

Под капотом системы

Гендиректор компании «Скала-Р» Виктор Урусов подчеркнул важность современных подходов в создании технологической инфраструктуры управления и хранения больших и сверхбольших массивов данных. 

Он напомнил: алгоритмы нейросетей создали еще в 1970-е годы, но первые системы ИИ были неприменимы в госуправлении из-за высокой цены. Использование современных компьютеров резко удешевило накопление данных, стоимость их обработки и передачи. Начался бум использования данных разными специалистами и на основе различных технологий.

«Кажется, нас ждет другая жизнь. Как интернет и сотовая связь, экономика данных приведет к изменению качества жизни», — сказал Виктор Урусов. По его мнению, Россия по цифровизации госуправления опережает многие страны, в том числе считающиеся технологически передовыми.   

Если заглянуть под капот системам хранения данных, то циркуляция информации по сетям напоминает транспортную систему, где самосвалы, трамваи, троллейбусы и личные автомобили перемещаются с разными задачами. Нужны оптимальные способы доставки информации быстро и без потерь.  

Фото: iStock

В период технологического бума 2000-х годов самыми успешными в извлечении информации и получении от этого выгоды были западные коммерческие компании с инфраструктурой, состоящей из многочисленных серверов. Однако многие из них управлялись классическим способом, что снижало их эффективность. Технологии передачи и обработки данных быстро устаревали, но многие из них вывели в открытое пространство, где они быстро развивались, что ускорило их применение в госуправлении.

По мнению Виктора Урусова, развитие технологий позволяет упаковать цикл обработки и хранения данных в 3–4 вычислительных центра, сосредоточенных в одной структуре или компании. Сейчас такими компаниями стали Яндекс, Сбер и Т-Банк.

Если 20 лет назад базовые технологии заимствовались преимущественно на Западе, то сейчас появились отечественные, созданные самостоятельно Яндексом и Сбером. 

Вызовы и угрозы новым технологиям создают отсутствие доверия к использованию данных и высокая вероятность их утечек. Поэтому, по мнению эксперта, в киберсфере важно понимать необходимость защиты критической информационной инфраструктуры, соблюдать принципы и стандарты информационной безопасности и поддерживать функциональную устойчивость информационных систем.

«Мы должны развиваться, даже если железный занавес опустится, этого нет, но нужно развивать не только разработку программных продуктов, но и производство элементной базы», — резюмировал Виктор Урусов. 

Он также подчеркнул необходимость разработки детальной методологии обработки и представления данных, поскольку случайные и умышленные ошибки могут привести к неправильным решениям со многими негативными последствиями. 

Культура и доверие

Сергей Черемисин поинтересовался, на что следует обратить внимание для развития датацентричного управления.

По мнению Евгения Стырина, необходимо детально разработать понятие цифрового доверия, его соотношение с доверием к государству в целом. «Мы видим, что красивые технологические решения могут не сработать сами по себе, и важно повысить цифровое доверие граждан», — сказал эксперт НИУ ВШЭ. 

По мнению Александра Ляликова, следует обратить внимание на обучение и формирование новой культуры работы с данными в ведомствах. 

Виктор Урусов полагает, что доверие возникает на основе понимания квалификации и добросовестности пользователей, поэтому надо работать со стереотипами нынешнего поколения, учиться и учить цифровой грамотности и основам цифровой безопасности в вузах, школах и объяснять их сотрудникам в сфере государственного и корпоративного управления.

Советник губернатора Московской области, выпускница магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ Хатиа Окуджава поинтересовалась, планируют ли исследователи изучать опыт и решения в области цифровой трансформации в регионах.

Евгений Стырин сообщил: изучение планируется, уже есть гипотеза, что уровень доверия к цифровым инструментам управления зависит от природных, географических, социальных и исторических факторов в регионе. Для изучения моделей трансформации цифрового доверия и взаимодействия граждан с органами власти следует выбирать характерные пилотные регионы.

Сергей Черемисин поинтересовался, как построить работу с данными, чтобы снизить их утечки. 

Научный сотрудник Международной лаборатории цифровой трансформации в госуправлении Евгений Дискин отметил: основные утечки происходят вследствие недобросовестных или криминальных действий сотрудников компаний, хранящих большие объемы данных. Он полагает: борьба с такого рода утечками важнее, чем противодействие хакерам. 

Есть также проблема недобросовестного использования данных, предоставленных легально. Например, банк просит ваши данные из «Госуслуг», и люди не очень понимают, к какому объему данных они при этом дают доступ.

Александр Ляликов подчеркнул важность персональной ответственности и неотвратимости наказания, четкого разделения использования открытых и конфиденциальных данных.

Виктор Урусов отметил, что детальное изучение утечек данных с негативными последствиями «из-под капота» систем хранения данных показывает, что 90% инцидентов связаны с невыполнением минимальных требований информационной гигиены: например, у некоторых работников крупных компаний пароли для входа в корпоративную систему приклеены на стене или мониторе компьютера. Оставшиеся 10% — результат социальной инженерии или взлома изнутри, когда человек неосторожно или умышленно пошел на преступление, и нужно четко объяснять будущее наказание. 

В завершение круглого стола Евгений Стырин поблагодарил участников за интересные выступления. «Наши взгляды во многом сошлись, что показывает: у нас большое пространство для обмена опытом и тестирования новых методов изучения управления на данных», — подытожил он.

Дата публикации: 23.10.2024

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: