Что имеет большее значение для трансформации образования — внутренние причины или воздействие внешних сил? Какое влияние оказывают цифровизация, изменение климата, демография? Как изменилась роль бабушек в воспитании и учебе детей за последние 40 лет? Ответы на эти и многие другие вопросы — в онлайн-лекции заслуженного профессора НИУ ВШЭ Исака Фрумина «Почему меняется образование?», которую он прочел в рамках Зимней школы Инобра.
«Я надеюсь, что увижу университеты, где лекции исчезнут как жанр. Вы точно увидите. Я рассчитываю на ваше вовлечение, ваши мысли», — начал беседу Исак Фрумин. Он предупредил, что собирается не читать лекцию, а вести интерактивный разговор с интересными собеседниками, готовыми потратить часть своего личного времени в субботу. И обсуждать, по его убеждению, следует не систему образования, а образование как явление. Изучая изменения в этой сфере, важно понимать, почему они происходят; вызваны они внешними или внутренними причинами; кто заинтересован в них; наконец, скорость и масштаб изменений.
Что сильнее меняет образование — внутренние причины или воздействие внешних сил? Многие считают, что внешние факторы важнее. Это отчасти верно. Но даже хорошо защищенное от внешних воздействий здание приходится ремонтировать по причине износа внутренних элементов, говорит Исак Фрумин. Он считает не менее значимым вопрос соотношения объективных факторов, таких как изменения климата, трансформация рынка труда, демографические процессы, и субъективных — интересы общества, социальных групп и отдельных стейкхолдеров.
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Интересы отдельных групп, в том числе и студентов, влияют на содержание и качество образования. А если говорить о рынке труда, то важно разделять влияние института рынка и отдельных работодателей, имеющих конкретные интересы по подготовке нужных специалистов. «Надо разделить естественные процессы и действия стейкхолдеров», — полагает профессор. Иногда стейкхолдеры находят довольно неожиданные обоснования своих предложений. Например, один из министров образования России предложил вернуть в школьный курс астрономию, поскольку наша страна — великая космическая держава. «Мы видим, как конкретный игрок предлагает изменения, и совсем другая история, когда появляется “черный лебедь”, такой как ковид, и все меняет», — объяснил он.
Исак Фрумин выделил тренды внешних изменений, влияющие на систему образования. Глобальными трендами он назвал цифровизацию и урбанизацию, национальными — старение населения, региональную дифференциацию, рост образованности населения и трансформацию семьи.
«Семья критически важна для образования», — сказал он. В частности, существенно трансформировалась роль семьи и ее отдельных членов. По некоторым данным, в одном из крупных советских городов 40 лет назад 80% семей назвали роль бабушек в воспитании и учебе детей активной. По данным недавнего исследования, так считает всего 20%.
Между тем окружение — главный фактор в жизни и взрослении ребенка. Наличие или отсутствие бабушки и сократившееся число детей в семьях имеет большое значение в воспитании и образовании. Сокращение числа детей в семьях приводит к повышению ценности каждого ребенка, меняет отношение родителей к нему, меняет и поведение ребенка.
Имеет значение и уровень образования членов семьи учеников. В 1906 году менее 1% детей в Московской губернии жили в семьях, где оба родителя окончили курс гимназии или реального училища. Когда более 60% семей имеют хотя бы одного родителя с высшим образованием, — а в части школ многие родители имеют более высокое образование, чем учителя, — родители активнее вовлекаются в образование, что меняет статус педагога.
Школа может пытаться не замечать этого, но вряд ли способна игнорировать.
Помимо объективных трендов, на образование влияют вызовы — задачи, предъявленные политиками. Речь идет о конкретных заинтересованных лицах и организациях, в том числе международных. Например, ООН в 2000 году приняла «Цели развития тысячелетия», которые в 2015 году трансформировались в «Цели устойчивого развития», среди них есть цели гендерного равноправия. В ответ на это политики предложили активнее вовлекать девушек в обучение естественно-научным дисциплинам. Как глобальный вызов политиками воспринимается и изменение климата. Они ставят задачу не просто приспособить школьные здания к этим изменениям, но и образовывать следующее поколение так, чтобы сокращать антропогенное влияние на среду. Поэтому в ряде стран климатическая повестка все больше входит в образовательные программы.
Исак Фрумин напомнил прозвучавшее недавно предложение об обязательном преподавании программирования в старших классах. Он считает это ответом на проблему недостатка кадров определенной квалификации. Решение таких задач для школ является непростым делом.
Новым вызовом научный руководитель Института образования назвал возможное сокращение рабочих мест и необходимость регулярно менять профессии из-за появления искусственного интеллекта. «Люди теряют работу, вот проблема. Замена одних профессий другими менее драматична», — сказал Исак Фрумин. Как будет отвечать образование на задачу подготовки молодежи к этой новой ситуации?
Фото: iStock
Особые вызовы возникают в регионах. Недавнее исследование Института образования ВШЭ показало, что в некоторых областях и краях отток молодежи начинается со школьного возраста. Часть руководителей регионов понимают, что без организации университета, дающего качественное образование, отток усилится. Нередко в таких регионах перед системой образования ставится задача удержания молодежи.
Исак Фрумин обратил внимание, что на образование также влияют глобальные дискуссии и нормы. Он рассказал, что 30 лет назад, когда он был директором школы, обучение детей с ограниченными возможностями находилось на периферии внимания общества и работников сферы общего образования, мало кто думал о создании доступной среды для них. Ситуация начала меняться, когда Россия подписала конвенцию о правах ребенка, где есть пункт о правах детей-инвалидов. Наша страна втянулась в мировой процесс, и сейчас инклюзивное обучение становится нормой.
Систему также заставляют меняться и внутренние проблемы. В частности, регулярные невыплаты зарплаты учителям привели к пересмотру механизмов финансового обеспечения школ. В последние десятилетия ярко проявились и более драматичные факторы — отчуждение детей от школы и даже стрельба в школах. «Когда ненормальный человек убивает нескольких людей, меняется режим работы 40 000 школ по всей стране. Это типичный «черный лебедь». Но у нас есть и накапливающиеся проблемы, например старение учительского корпуса», — отметил Исак Фрумин.
В этой ситуации важна способность сферы образования адекватно ответить на тренды, вызовы, проблемы. Система может меняться за счет внутренних инноваций, распространения лучших практик в национальном и глобальном масштабе. В многочисленном учительском корпусе появляются педагоги с новыми подходами и методами обучения. Появляются и новые форматы. «Например, есть школа «Сириус» в Сочи. Идея очень простая: берут сильных детей из обычных школ и привозят на месяц на интенсивную подготовку. Возникает вопрос: можем ли мы это делать в обычном городе без моря? Да, можем. И многие уже начинают делать», — уверен Исак Фрумин.
Он напомнил, что Институт образования НИУ ВШЭ на протяжении 9 лет проводит Конкурс инноваций в образовании. Среди проектов этого года он выделил идею учительницы химии из Перми, которая во время дистанционного обучения предложила вовлекать родителей в лабораторные работы, проводимые учениками на кухне. «Кажется, что маленькое изменение. Но из таких, казалось бы, мелких инноваций эволюционно возникает новое качество образования», — полагает Исак Фрумин.
На фото: Исак Фрумин, автор: Александр Тиванов