Россия входит в число абсолютных доноров «единорогов» для мировой экономики: из 38 их основателей домой не вернулся ни один. Что нужно для того, чтобы удержать в стране своих и привлечь в Россию зарубежных стартаперов? Одна из сессий XII Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», роводимой НИУ ВШЭ, была посвящена роли университетов и венчурного финансирования в привлечении высокотехнологичных компаний.
Модератор сессии — директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Евгений Куценко отметил, что через новые, быстро растущие компании происходит внедрение ключевых инноваций, создаются бренды. Компании-«единороги» — стартапы, меньше чем за 10 лет достигшие капитализации в 1 млрд долларов, сохранившие своих владельцев и не выходившие на биржу, — пристально изучаются. Важно добиться, чтобы созданные в России компании не покидали страну, создав возможности для их привлечения.
Бруно Фишер (Университет Кампинас, Бразилия) подчеркнул, что прежде всего должна быть структура финансовой поддержки компаний, качественный человеческий капитал и институты защиты собственности. Изучение экосистем в городах одного из крупнейших штатов Бразилии Сан-Паулу, в том числе в мегаполисе, показало, что во всех вариантах экосистем есть научные парки, высокотехнологичные рабочие места, там высокий индекс развития человеческого капитала. В одном из вариантов нет университета. Выяснилось, что его роль может выполнить бизнес-ориентированная деятельность.
Чтобы создать благоприятную для «единорогов» среду, необходимо наличие венчурного капитала, причем его происхождение не имеет значения. Компании могут быть ориентированы его источники: например, японские «единороги» нацелены на внутренний японский капитал, а базирующиеся в Бангалоре индийские — на зарубежный.
Бруно Фишер отметил: разные отрасли экономики и отраслевые структуры по разному влияют на предпринимательские экосистемы. Так, в креативных индустриях больше распространены «плавильные котлы», объединяющие профессионалов из многих стран, а в специализированных — из одной или нескольких.
Старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, участник программы стажировок в ВШЭ Георгий Бобылев выступил с сообщением «Роль университетов в выборе технологическими компаниями своего местоположения». Автор использовал для анализа данные рейтинга «ТехУспех» 2019 года, выпускаемого Российской венчурной компанией, и данные ЕГРЮЛ для выяснения основателей и собственников фирм. Он пояснил, что в рейтинг вошли компании с определенными показателями выручки и роста: чтобы попасть в крупные быстро растущие компании, необходимо производить новые продукты или услуги, иметь выручку более 2 млрд рублей в год и темпы роста 12%; для вхождения в малые быстро растущие компании при выручке менее 800 млн рублей темпы роста должны быть не менее 20%.
Рейтинг включал 110 компаний, из них 33 большие, 17 средних и 60 малых, занятых в био- и информационных технологиях, производстве товаров. В авторскую выборку вошли 60 компаний, зарегистрированных в разных городах, в том числе 21 в Москве и 10 — в Петербурге. Выяснилось, что почти половина основателей родились и учились в одном городе. С местом учебы связаны 25% основателей, родившихся в другом городе.
Как отметил Георгий Бобылев, по месту учебы основателей созданы 72% быстро растущих отечественных компаний. Университеты помогли им вырасти в предпринимателей и создать команды успешных технологических компаний. Лидеры стартапов чаще всего учились в МГУ, Петербургском и Пермском политехах, МФТИ и МГТУ им. Баумана.
Сильные университеты помогают раскрутить и поддержать развитие быстро растущих компаний, привлечь для них новых работников с яркими идеями, резюмировал Георгий Бобылев.
Ведущий эксперт Российской кластерной обсерватории Татьяна Остащенко представила исследование о миграции основателей компаний-«единорогов». Всего изучали 1357 компаний-«единорогов», зарегистрированных в 49 странах, были определены страны происхождения более чем 3000 основателей и университеты, где учились около 2700 из них.
Страны существенно отличаются по доле зарубежных создателей «единорогов»: большинство таких компаний созданы национальными предпринимателями в Китае, Индии, Франции и Израиле. В США, Великобритании, Канаде, Германии больше 50% «единорогов» созданы иностранцами или совместно с ними. В Сингапуре их доля превышает 80%.
Россия вместе с Украиной, Болгарией и Пакистаном, по данным исследования, входит в число абсолютных доноров: из 38 россиян — основавших «единорогов» на Родине или за границей, домой не вернулся ни один.
Национальный состав принятых зарубежных основателей стартапов сильно различается: в США пальму первенства примерно поровну делят представители Израиля и Индии, в Великобритании преобладают израильтяне, в Сингапуре — индусы, в Канаде — американцы.
Факторами создания компаний-«единорогов» в своей стране Татьяна Остащенко назвала высокий уровень национальных расходов на исследования и разработки, уровень технологического развития, качество институтов регистрации интеллектуальных продуктов, наличие венчурного капитала, защиту прав собственности и верховенство закона. Также, говорят результаты исследования, большую роль играют университеты: на топ-20 высших учебных заведений приходится 40% основателей; 87% иностранцев, учившихся в США, создали свои компании в стране, где получили образование. «Важно, чтобы к вам приезжали, а не уезжали от вас», — подытожила Татьяна Остащенко.
Эксперт Российской кластерной обсерватории Кирилл Тюрчев рассказал о предварительных результатах исследования межстрановых потоков венчурного финансирования компаний-«единорогов». Проанализировано 8397 транзакций с 2004 по 2022 год. Учитывая, что в одной транзакции нередко участвуют несколько инвесторов, их общее количество превышает 8000, они представляют 86 стран.
Исследование показало, что только США, Китай и Япония независимы от зарубежных венчурных инвестиций, причем, вопреки распространенному мнению о США как «пылесосе», 32% американских средств, вкладываемых в венчуры, уходят в другие страны.
Большинство стран с большим количеством стартапов зависимы от зарубежного финансирования. Например, в Индии 80% средств «единорогов» привлечены из других стран. Во Франции и Южной Корее доля иностранных ресурсов достигает двух третей, а в Индонезии, Мексике и Турции приближается к 100%, тем не менее «единороги» остаются в этих странах.
Большинство стран с развитой индустрией создания новых технологий сочетают внутренние и внешние инвестиции, компании в таких случаях выигрывают как по объему привлеченных средств, так и по оценке капитала. Подводя предварительные итоги исследования, Кирилл Тюрчев отметил в целом значительный уровень зависимости от внешних венчурных инвестиций. Даже в таких страны, как Германия, Франция и Великобритания, «единороги» не имеют достаточных ресурсов внутри страны и привлекают внешних инвесторов.
Подробные результаты исследования ИСИЭЗ о миграции основателей единорогов будут представлены в статье, которая выйдет в ближайшем номере журнала «Форсайт».
XII Международная научная конференция «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика» проводится в рамках деятельности координируемого НИУ ВШЭ Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего НИУ ВШЭ.